20 МАЯ, 15:55

Оружие и нефть: цели визита премьер-министра Ирака в Россию

Переговоры Хейдара аль-Абади пройдут на фоне очередной атаки террористической организации "Исламское государство", чьи боевики приближаются к Багдаду

МОСКВА, 20 мая. /ТАСС, Марианна Беленькая/. 21 мая начинается визит премьер-министра Ирака Хейдара аль-Абади в Россию. Это первый приезд политика в Москву после того, как он возглавил правительство в сентябре 2014 года, и, что еще более важно, – первый визит иракского премьера после начала международной военной операции против террористической организации "Исламское государство" (ИГ).

Переговоры пройдут на фоне очередной атаки ИГ, чьи боевики захватили город Рамади, находящийся в 120 км от Багдада.

Биография Хейдара аль-Абади

Мы подтверждаем солидарность с иракским народом в борьбе с этим злом ("Исламским государством") и готовность поддерживать вас политически, морально и, конечно, материально. Наша позиция неизменна: мы будем делать все, чтобы помочь сохранить независимость, суверенитет и территориальную целостность Ирака

Сергей Лавров глава МИД РФ, 6 апреля 2015 г.

Аль-Абади примут и президент РФ Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев. Среди заявленных российской стороной тем переговоров – весь спектр двустороннего сотрудничества. Пресс-служба Кремля особо отметила торгово-инвестиционную и энергетическую сферы, а также обсуждение ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. В Кремле также не исключили, что в ходе переговоров будет затронута тема военно-технического сотрудничества (ВТС). По мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, конкретные контракты могут обсуждаться "в общих чертах". "Тема всегда относится к высокочувствительным и малопубличная", - подчеркнул Песков.

Иракская сторона, напротив, не скрывает заинтересованности в обсуждении ВТС.

В интервью "Российской газете" посол Ирака в РФ Исмаил Шафик Мухсин, говоря о предстоящем визите премьера, в первую очередь отметил, что Багдад признателен Москве за военно-техническую и политическую поддержку в борьбе против "Исламского государства", а также за обращенные к мировому сообществу предложения Москвы, которые касаются перекрытия финансирования международного терроризма. По словам посла, в России премьер-министр намерен обсудить дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества, а также встретиться с представителями  российского бизнеса. Речь идет как о компаниях, уже работающих в Ираке, так и о тех, кто мог бы заинтересоваться инвестициями в эту страну.

Перспективы ВТС с Ираком

Накануне визита аль-Абади в СМИ прозвучала оценка потенциальных закупок Ираком российского оружия -  до $3 млрд. По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), Ирак уже сейчас занимает второе место по объемам закупок российского вооружения (11%). Всего в 2014 году российский экспорт оружия превысил $15 млрд. Таким образом, на Ирак приходится около $1,7 млрд.

Впрочем, $3 млрд - это не предел. Еще в 2012 году в ходе нескольких визитов в Россию делегаций иракских военных экспертов во главе с тогда и.о. министра обороны Ирака Саадуном ад-Дулейми были подписаны контракты на сумму более $4,2 млрд

В июле 2014 года ад-Дулейми снова посетил Москву, в том числе его принимал и президент Путин. По словам иракского посла, в ходе этих переговоров Россия обещала иракцам скидки, что открывает возможности для новых контрактов. И несмотря на то, что иракское правительство с тех пор сменилось, на двустороннем сотрудничестве это не отразилось.

Среди российских поставок - зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1", вертолеты МИ-35М и самолеты СУ-25. Последние были оперативно отправлены в Ирак в конце июня, после того, как террористическая группировка "Исламское государство" захватила город Мосул и начала активное продвижение по иракской территории. Тогда источники сообщали, что Ирак обратился к России из-за задержки Вашингтоном обещанных истребителей F-16. Официально эта версия не получила подтверждения, но, как подчеркнул посол Ирака, контракты Багдада с Москвой в военной сфере подталкивают Вашингтон к более оперативному сотрудничеству с иракцами. Неслучайно иракские политики и эксперты постоянно говорят о диверсификации Ираком закупок вооружения. Среди партнеров, кроме РФ и США  – Иран и Китай.

ВТС во времена СССР

Отношения Советского Союза и Ирака в 1958-1990 гг. активно развивались в различных сферах, Ирак был одним из основных импортеров советской военной техники (объем продаж по военным контрактам за этот период составил $30,5 млрд). Кроме того, Ирак перечислил Советскому Союзу $950 млн за обучение иракских специалистов, ремонт спецтехники и другую военно-техническую помощь, а также еще $900 млн за создание объектов военного назначения. После августа 1990 года, когда ООН ввел эмбарго на поставки оружия в Ирак, структура двустороннего сотрудничества кардинально изменилась, перейдя из военно-технической сферы в хозяйственно-экономическую.

ВТС между Россией и Ираком. Досье

Торгово-экономическое сотрудничество

К весне 2003 года, моменту падения режима Саддама Хусейна, Россия была основным экономическим партнером Ирака. Доля российских компаний в закупке иракской нефти составляла 30%, а в некоторые годы и 40% от всего объема иракского экспорта. Однако санкции не давали работать в Ираке в полном объеме, и, несмотря на внешнюю идиллию в двусторонних отношениях, многие контракты оставались не более чем заделом на будущее. 

Опасения, что после смены режима Ирак полностью переориентируется на США, и Россия потеряет иракский рынок, в первую очередь нефтяные проекты, в итоге не оправдались, хотя несколько лет спада в двусторонних отношениях все-таки имели место, и российский бизнес понес миллиардные убытки.

Сейчас российские нефтяные компании вернулись в Ирак. Наиболее активно там работают "ЛУКОЙЛ",  "Газпром нефть"  и "Башнефть".  

Возвращение Ирака на нефтяной рынок

Несмотря на продолжающиеся в Ираке военные действия, атаки "Исламского государства" на месторождения и нефтеперерабатывающие заводы, подрыв трубопроводов, уровень добычи нефти в стране в апреле текущего года превысил 3 млн баррелей в сутки (всего 92,3 млн баррелей). В заявлении министерства нефти Ирака говорится, что это самый высокий уровень с 1980-х годов. В то же время эксперты отмечают, что рост добычи нефти в Ираке является одним из факторов перенасыщения рынка. А это в свою очередь негативно сказывается на ценообразовании, несмотря на то, что в апреле стоимость "черного золота" росла. Ирак, также как и Россия, понес убытки от снижения цен на нефть.

Российские нефтяные проекты в Ираке

Что касается двустороннего товарооборота, то он в 2014 году приблизился к отметке $2 млрд без учета военного сотрудничества, т.е. практически достиг уровня, который был в 1989 году - до развала СССР и введения санкций против Ирака. В 2013 году этот показатель равнялся около $250 млн. Для сравнения товарооборот между Ираком и США в 2012 году составил свыше $21 млрд, однако торговый баланс является отрицательным для Вашингтона, так как основу товарооборота составляет импорт нефти из Ирака. Экспорт США в эту страну в 2012 году чуть превышал $2 млрд. В российско-иракской торговле с 2003 г. основная доля принадлежит российскому экспорту, более 80%  которого составляют зерновые культуры и металлоизделия (в основном трубы).

Среди перспективных областей сотрудничества – электроэнергетика, транспорт, строительство, машиностроение, химическая промышленность. Список отраслей, где Ирак ищет инвесторов, обширен.

Российско-иракское экономическое сотрудничество. Досье

Между Багдадом и Эрбилем

Перед иракским руководством сейчас стоят две основные задачи – борьба с "Исламским государством" и сохранение единства Ирака, особенно в той части, которая касается Иракского Курдистана. Курды оказались фактически единственными, кто смог эффективно противостоять террористам ИГ, особенно в первые дни войны, и идея курдского государства снова стала активно обсуждаться на самых разных уровнях, в том числе и в Вашингтоне. Это не может не вызывать недовольства Багдада - особенно в том, что касается возможных прямых поставок оружия курдам, также как и их стремление к экономической независимости. Речь идет о заключении контрактов, в первую очередь нефтяных, в обход центрального правительства. Однако у компаний, которые хотят работать в Иракском Курдистане практически не остается выбора, и приходится сотрудничать, как с Багдадом, так и с Эрбилем (столица Курдского автономного района - официальное название Иракского Курдистана). 

Москва безоговорочно поддерживает единство Ирака, в то же время активно сотрудничает с курдами, в том числе и в экономических проектах. В частности, президент Курдского автономного района Масуд Барзани приглашен на Петербургский международный экономический форум в июне, где может состояться его встреча с Владимиром Путиным. Это будет уже не первое участие Барзани в ПМЭФ. Представители Иракского Курдистана также активно посещают российские регионы в поисках партнеров. Так, накануне приезда премьер-министра Ирака в Россию, состоялся визит курдской делегации в Татарстан. А в самом Курдском автономном районе побывал спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов. Среди обсуждаемых вопросов - обмен мнениями по развитию ситуации в Ираке, борьба с "Исламским государством", наращивание двусторонних связей между Россией и Иракским Курдистаном, включая сотрудничество в нефтегазовой сфере. Таким образом, Москва старается поддерживать связи со всеми основными игроками в Ираке, в то же время понимая, что раскол Ирака, может привести к "эффекту домино" и превратить и без того непростую ситуацию на Ближнем Востоке в неуправляемый хаос. Именно поэтому в российской политической элите на данный момент нет сторонников идеи независимости Курдистана.

Иракский Курдистан. Досье

Упомянутая в тексте группировка "Исламское государство" внесена в Единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Ее деятельность на территории РФ запрещена.

Читать на tass.ru
Теги