4 марта, 12:41,
обновлено 4 марта, 13:30

Медведев заявил, что стратегические границы государства зависят от внешнеполитической мощи

Зампред Совбеза РФ отметил, что страны, которые могли себе это позволить, всегда "желали контролировать развитие ситуации вблизи собственных границ и проецировали свое влияние на дальние пределы"

СИРИУС /Федеральная территория/, 4 марта. /ТАСС/. Стратегические границы государства зависят от того, насколько далеко распространяется его внешнеполитическая мощь. Об этом заявил замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев.

"Стратегические границы того или иного государства прямо зависят от того, насколько далеко простирается его политическая мощь, насколько сильной и суверенной является та или иная страна и ее власти, конечно", - сказал Медведев на лекции, которая проходит в Городе молодежи мира на флагманском просветительском марафоне "Знание. Первые".

Говоря о стратегическом типе границ, он отметил, что о них "предпочитают лишний раз не упоминать, говорить о них - вроде как некий политический моветон". "И, как обычно, именно такие вопросы имеют наибольшее значение", - подчеркнул Медведев. По словам зампреда Совбеза, эти границы не сводятся к физическим размерам стран, их воздушному пространству и территориальным водам, а также не связаны напрямую с государственным суверенитетом.

"Чем мощнее государство, отсюда тоже понятный вывод, тем дальше распространяются ее стратегические фронтиры за пределами ее государственных границ, и тем масштабнее стратегическое пространство, на которое такая страна оказывает экономическое, политическое, социально-культурное влияние. Это и есть зона национальных интересов государств", - указал Медведев.

По его словам, "стратегические границы и национальные интересы - не совпадающие понятия, но они близко подходят друг к другу". По его словам, "так было всегда", и те страны, которые могли себе это позволить, желали контролировать развитие ситуации вблизи собственных границ и проецировали свое влияние на дальние пределы. Медведев привел в пример, что подобным образом поступала Римская империя, чьи стратегические границы простирались намного шире, "чем контуры даже самых отдаленных провинций".

"Взамен сильные державы, которые задавали тон в мировых международных отношениях, предлагали своим подопечным военно-политическую защиту и одновременно старались не допустить роста влияния своих соперников. Государства слабые или, того хуже, пришедшие к финалу своей славы и мощи, часто уже сами вписывались в подобные региональные схемы, становились для своих патронов или сюзеренов, суверенов марионеточными или вассальными государствами. Или, как потом стали говорить, дружественными нациями, что на самом деле то же самое, только менее обидно", - отметил Медведев.

Исторические примеры

В качестве примера зампред Совбеза привел ситуацию вокруг Польского вопроса в XVIII веке. "России тогда было невыгодно ни включать одряхлевшую Речь Посполитую в свой состав, ни делить ее по частям", - отметил он. По словам Медведева, еще в годы Северной войны прусские короли трижды предлагали Петру I раздел Польши, но каждый раз получали отказ.

"Достаточно долго считалось, что события в этом вопросе развиваются по вполне очевидной логике, если потенциал какой-либо страны в течение длительного времени возрастает - ее государственный суверенитет крепнет, расширяются стратегические границы, а географические потом уже могут подтянуться к ним постфактум", - отметил он.

Так, по словам Медведева, еще со времен Ивана Грозного географическая граница России проходила по Большой засечной черте, а стратегические границы "фактически уже тогда включали в себя и Северное Причерноморье, и тот же самый Крым". "Без этого невозможно было устранить вот в той среде, которая называется "мягкое подбрюшье", вполне ощутимую уже на тот момент угрозу русскому государству. На практике же эти территории окончательно вошли в Россию в 18 веке при Екатерине Великой по итогам Русско-турецких войн", - подытожил он.