Лавров: главный вклад в сделку по Ирану внесли переговорщики из США

Госсекретарь США Джон Керри и главы МИД Великобритании, России, Германии и Франции Филип Хэммонд, Сергей Лавров, Франк-Вальтер Штайнмайер и Лоран Фабиус (слева направо). HERBERT NEUBAUER/ EPA/ TASS
Госсекретарь США Джон Керри и главы МИД Великобритании, России, Германии и Франции Филип Хэммонд, Сергей Лавров, Франк-Вальтер Штайнмайер и Лоран Фабиус (слева направо)

Соглашение по Ирану должно снизить напряженность в регионе, подчеркнул глава МИД РФ

МОСКВА, 16 июля. /ТАСС/. Решающий вклад в достижение соглашения Ирана и "шестерки" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по иранской ядерной программе внесли переговорщики из США. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

"Каждый из участников внес существенный вклад в достижение позитивного результата, - отметил министр. - Это и европейская "тройка", и Китай, и США, Россия, Иран - разумеется, и Евросоюз, который координировал переговорный процесс в течение многих этих лет".

"Хочу также отметить, говоря о слагаемых успеха, очень серьезное значение той роли, которую сыграли страны-хозяйки переговоров, прежде всего, Австрия, где состоялись решающие раунды, но также и Швейцария, где проходили предыдущие контакты, - продолжил Лавров. - На определенном этапе несколько раундов приняли у себя и наши казахстанские друзья".

По его словам, все они помогли создать необходимые условия  для того, чтобы "все завершилось так, как завершилось".

"Отмечу, что Россия самым активным образом содействовала формированию согласия, как через внесение конкретных технологических решений, так и через развязки сложных политических вопросов, и мы сегодня часто слышим, что без России эта сделка была бы невозможной, - сказал глава МИД РФ. - Думаю, что это правда".

"Но завершить хочу тем, что без преувеличения главный, решающий и неоспоримый вклад в достижение договоренности внесли переговорщики от США, - подчеркнул он. - Это, действительно, непреложный факт. Без нацеленности США на результат, на поиск взаимоприемлемых развязок, компромиссов, эта сделка не могла бы состояться

По словам Лаврова, соглашение Ирана и "шестерки" должно снизить напряженность в регионе. 

"Правильнее говорить не о том, какие выгоды договоренность несет РФ, потому что она не предназначена, чтобы кому-то предоставить односторонние выгоды, - сказал он. - Договоренность отвечает интересам всех, она должна снизить напряженность в этом непростом регионе мира, помочь искать точки соприкосновения". 

"Все белые пятна будут устранены"

Лавров также заявил, что любые нарушения соглашения Ирана и "шестерки" будут однозначно зафиксированы инспекторами МАГАТЭ. 

"Все белые пятна в истории иранской ядерной программы будут устранены, - заявил министр. - Соответственно, и у МАГАТЭ, и у всего международного сообщества будет полная и достоверная картина не только нынешнего состояния иранской ядерной программы, но и история развития этой программы. Убежден, что совокупность этих мер позволит укрепить доверие между "шестеркой" и Ираном, странами региона, и является надежной гарантией того, что любые попытки каким-то образом нарушить договоренности будут однозначно зафиксированы инспекторами МАГАТЭ". "И логика дальнейшего развития иранской ядерной программы будет полностью понятной и будет полностью контролируемой, - отметил Лавров. - Это без преувеличения выверенный, честный баланс интересов всех участников переговоров".

"Если говорить о том, на чем зиждется такая уверенность, уверенность в позитивном и благотворном влиянии достигнутого соглашения на ситуацию с безопасностью в регионе, позволю себе занять ваше внимание перечислением ключевых опорных пунктов согласованных документов, - обратился министр к журналистам. - Во-первых, Иран существенным образом согласился ограничить свою ядерную деятельность на продолжительный период по большинству направлений на 8-10 лет. По другим вопросам, в части касающихся так называемых усиленных мер проверки по линии МАГАТЭ, вплоть до 25 лет". "Иран согласился ограничить свою обогатительную деятельность одним объектом, раньше их было несколько, - заметил российской дипломатии. - На этом объекте будут расположены центрифуги, количество которых в несколько раз сокращается. Причем эти центрифуги будут первого поколения, только из тех, которые будут работать. Остальные не будут использоваться".

"Во-вторых, обогатительные работы на этом единственном объекте на ограниченном количестве центрифуг будут ограничены обогащением урана до 3,67 процента, - сказал он. - Весь запас низкообогащенного урана, который Иран наработал, за исключением всего 300 кг, будет вывезен за границу". "И закрывается тяжеловодный реактор в Араке, он реконструируется таким образом, что лишится возможности нарабатывать оружейный плутоний, - пояснил министр. - Закрывается и обогатительный объект в Фордо, который перепрофилируется в объект по производству стабильных изотопов для медицинских целей". "Вот такие шаги предпринимаются Ираном, - указал министр. - Все эти шаги будут подвержены очень и очень серьезной проверке".

"Прежде всего, большое значение имеет то, что Тегеран будет применять (это записано в договоренностях) так называемый дополнительный протокол к соглашению о гарантиях и будет применять модифицированный код "три один", - отметил Лавров. - Россия всегда подчеркивала, что именно эти инструменты являются ключом к проверке исключительно мирного характера иранской ядерной программы". "Кроме того, увеличивается штат инспекторов МАГАТЭ, которые будут на постоянной основе находиться на иранских ядерных объектах, - заметил он. - У инспекторов будут самые передовые технологии мониторинга и верификации, включая электронные печати, системы непрерывного электронного контроля за уровнем обогащения, непрерывного - 24 часа в сутки, семь дней в неделю".

"Соглашение предусматривает и дополнительные, помимо этих двух инструментов, меры контроля со стороны агентства, которые покроют весь без исключения ядерный топливный цикл в Иране, начиная с добычи и переработки урановой руды, - подчеркнул глава МИД РФ. - Создан эффективный механизм урегулирования спорных вопросов, развеивания подозрений, включая доступ агентства на эти или иные объекты Ирана, а также на те объекты, где даже гипотетически может осуществляться деятельность, которая не соответствует заключенной всеобъемлющей программе действий".

По его словам, "при возникновении любых обоснованных сомнений со стороны МАГАТЭ, любые пробуксовки в вопросах предоставления инспекторам доступа будут исключены". "На этот счет закреплены четкие процедуры предоставления доступа и предельные сроки предоставления такого доступа", - указал Лавров.

"Важно и то, что Тегеран взял на себя обязательство до конца этого года завершить в сотрудничестве с МАГАТЭ прояснение всех остающихся вопросов в контексте так называемых предполагаемых исследований, которые могли иметь военно-ядерную направленность, - отметил он. - Эта работа будет выстраиваться на основе специальной "дорожной карты", которая была подписана Ираном и МАГАТЭ синхронно с одобрением всеобъемлющего соглашения. Так что и в этом вопросе будет поставлена точка". 

Закрытие "ядерного досье" Тегерана

Переговоры по иранскому ядерному досье начались в 2004 году, после того как западные страны обвинили Тегеран в развитии "секретной военной ядерной программы". С 2006 года переговоры с Ираном ведет "шестерка" международных посредников - пять постоянных членов СБ ООН и Германия. В 2006-2010 годах в отношении Ирана вводилось несколько пакетов санкции.

В ноябре 2013 года было заключено временное соглашение, по которому санкции были ослаблены в обмен на обязательство Тегерана прекратить обогащение урана свыше 5% и уничтожить запасы обогащенных до 20% ядерных материалов. В апреле 2015 года на переговорах "шестерки" с Ираном был достигнут значительный прогресс и согласован Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. 

Первоначально окончательное соглашение по ядерному досье ИРИ планировалось выработать и подписать к 30 июня 2015 года. 14 июля Иран и "шестерка" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) официально объявили о достижении Всеобъемлющего плана совместных действий, который призван закрыть "ядерное досье" Тегерана.