В России начинается период агитации в СМИ перед выборами 13 сентября

ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин
Партии и кандидаты могут вести агитацию в прессе, на телевидении и радио

МОСКВА, 15 августа. /ТАСС/. Предвыборная кампания в преддверии масштабного единого дня голосования 13 сентября вышла на финишную прямую. Партии и кандидаты могут вести агитацию в прессе, на телевидении и радио.

Эфир по жребию

Законом установлен 28-дневный срок для ведения агитации в СМИ. Как сообщила ТАСС член ЦИК России Майя Гришина, бесплатная агитация начнется с понедельника, 17 августа, и будет вестись по рабочим дням.

Накануне в избирательных комиссиях всех регионов, где пройдут выборы, состоялась жеребьевка, в ходе которой между партиями и кандидатами распределили бесплатное эфирное время на радио и телевидении. Они смогут бесплатно вести агитацию на местных каналах, финансируемых государством.

Проблемы с распределением бесплатного эфирного времени могут возникнуть у партий, которые оспаривали отказ в регистрации и выиграли. Так, например, партия "Парнас" / прошлое название РПР-Парнас/ обжаловала в ЦИК отказ в регистрации своего списка на выборы заксобрания Костромской области. ЦИК рассмотрел жалобу на заседании 13 августа и, отменив решение костромского облизбиркома, обязал его повторно рассмотреть вопрос о регистрации. 14 августа список "Парнаса" был зарегистрирован, а жеребьевка в костромском избиркоме состоялась днем ранее.

Председатель ЦИК Владимир Чуров поручил разобраться в этой ситуации и найти решение, чтобы кандидаты от партии "Парнас", решение о регистрации которых было принято уже после жеребьевки, смогли получить доступ к положенному всем партиям бесплатному эфиру.

Блогеров прописали в методичке для избиркомов

В июле ЦИК утвердил справочно-методические рекомендации для региональных избиркомов, призванные помочь им решать спорные вопросы, связанные с агитацией в интернете. Первоначальный вариант методички вызвал широкий общественный резонанс, так как предполагалось, что авторы блогов, ежедневная аудитория которых превышает 3 тыс пользователей, должны будут соблюдать законы о СМИ и о выборах в части предвыборной агитации. Однако потом документ был скорректирован.

В справочно-методических рекомендациях указано, что понятие "блогер" не тождественно понятию "средство массовой информации". Однако блогерам-трехтысячникам ЦИК все же рекомендует проверять достоверность размещаемой информации и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию, соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ.

Гришина выразила надежду на то, что эти рекомендации помогут избирательным комиссиям при разрешении различных вопросов и рассмотрении обращений, связанных с распространением информации в интернете. "Надеемся, что не будет необоснованных, излишних обращений, - сказала она. - Если участники избирательного процесса ознакомятся с нашей позицией, увидят, что правила распространения информации в сети интернет весьма либеральны, имеют массу норм защиты, то, может быть, и не будут жаловаться в связи с мнимыми нарушениями".

По словам Гришиной, в период агитации в СМИ в ЦИК поступает гораздо меньше жалоб, чем на этапе выдвижения и регистрации кандидатов. "Это, как правило, одна-две жалобы за всю кампанию, те, которые требуют коллегиального решения комиссии", - пояснила она, добавив, что жалобы партий друг на друга редки. Хотя, заметила член ЦИК, "черный пиар случается, и он является недопустимым и общественно осуждаемым явлением в избирательной кампании".

Успеть до "дня тишины"

Период агитации продлится до 11 сентября включительно. В ночь на субботу, 12 сентября, во всех регионах, где проходят выборы, начнется "день тишины". В этот день агитация запрещена.

Под запрет попадают ролики на радио и телеканалах, агитация в СМИ, митинги и встречи кандидатов с избирателями, раздача листовок на улицах. Ранее расклеенные плакаты могут остаться на месте, если находятся не ближе, чем в 50 метрах от участков для голосования.

Запрет на агитацию будет снят после закрытия избирательных участков 13 сентября.

Рекордные выборы

Выборы 13 сентября станут рекордными по количеству распределяемых мандатов и числу кандидатов. В общей сложности, по данным ЦИК РФ, назначено 10,8 тыс избирательных кампаний, в ходе которых будет распределено 92 тыс мандатов. При этом основной массив выборов приходится на муниципальный уровень.

Выборы регионального и муниципального уровней пройдут во всех регионах России, кроме Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. В частности, в 21 регионе на прямых выборах предстоит выбрать высших должностных лиц /в Северной Осетии и Ханты-Мансийском автономном округе их будут выбирать депутаты региональных парламентов/, в 11 субъектах - депутатов заксобраний.

На губернаторские посты претендуют 98 кандидатов, в заксобрания более 36 партий выдвинули 141 список, а также кандидатов по одномандатным округам.

Всего в выборах всех уровней в этом году участвуют 55 партий. Совокупный избирательный фонд партий и кандидатов, по данным ЦИК, составляет более 700 млн рублей. Израсходовано при этом пока 240 млн рублей, в основном на изготовление подписных листов.