Минобороны РФ: лишь одна микросхема в "черном ящике" Су-24М может быть исправной
Корпус самописца имеет проникающее отверстие до внутреннего контейнера, сообщил замначальника службы безопасности полетов авиации ВС России Сергей Байнетов
МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Только одна из микросхем модуля памяти "черного ящика" Су-24М, сбитого над Сирией, может находиться в исправном состоянии - ее кристалл не поврежден, однако на извлечение данных нужны особые методы и много времени. Об этом сообщил журналистам замначальника службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России Сергей Байнетов.
"Черный ящик" Су-24М был представлен 8 декабря, а 18-го его публично вскрыли. Извлеченные из корпуса самописца микросхемы имели значительные повреждения, напомнил Байнетов, поэтому комиссия с согласия международных наблюдателей приостановила их дешифровку до получения результатов обследования.
Результаты рентгена
Обследование микросхем проводилось в два этапа, рассказал сегодня Байнетов. На первой стадии были получены эталонные рентгеновские снимки рабочей микросхемы, снятой с бортового самописца, аналогичного установленному на Су-24М. На второй исследовались непосредственно микросхемы аварийного блока бомбардировщика.
"В результате исследования установлено: 13 из 16 микросхем энергонезависимой памяти разрушены, три микросхемы - БДД1, БДД2 и БДД5 - повреждены", - сообщил представитель Минобороны.
По его словам, три микросхемы исследовали с помощью рентгена, сравнив полученные снимки с эталонными для рабочих микросхем этого типа. Выяснилось, отметил Байнетов, что БДД1 и БДД2 имеют внутренние повреждения кристаллов. "Микросхемы с номерами БДД1 и БДД2 неисправны вследствие повреждения проводников соединения кристалла с внешними выводами микросхемы и вероятным разрушением самих кристаллов", - уточнил он.
"Микросхема с порядковым номером БДД5 может находиться в исправном состоянии, так как повреждения ее внутренних элементов на рентгенографическом снимке не прослеживаются", - подчеркнул замначальника службы.
Дальнейшие действия
"Существующими методиками с использованием штатного оборудования завода-изготовителя "Измеритель" и МАК (Межгосударственного авиационного комитета - прим. ТАСС) восстановление и считывание полетной информации с микросхем в настоящий момент не представляется возможным из-за их внутренних повреждений", - признал Байнетов. Поэтому, по его словам, сейчас прорабатывается вопрос о привлечении специалистов НИИ, имеющих возможность считывать данные непосредственно с кристалла.
"Для выполнения этой работы, к сожалению, потребуется достаточно длительное время. Будет сделано все возможное для ее успешного выполнения. О результатах расследования мы будем вас регулярно информировать", - заверил представитель военного ведомства.
Причины повреждений
По словам Байнетова, корпус накопителя Су-24М получил проникающее механическое повреждение - до внутреннего контейнера. Электрический жгут, связывавший самописец с бортовым оборудованием самолета, оборван. "Это стало следствием сильного удара самолета о земную поверхность", - пояснил представитель Минобороны.
Ранее в ведомстве не исключали, что повреждение может быть связано с попаданием в хвостовую часть бомбардировщика ракеты "воздух-воздух", выпущенной турецким истребителем F-16C.
Оценка экспертов
Работы с "черным ящиком" проводили специалисты предприятия "Измеритель", изготовившего бортовой самописец, и представители МАК. Как уточнил Байнетов, их вели в присутствии международных наблюдателей: старшего инженера научно-исследовательского института ВВС Народно-освободительной армии Китая Лю Чанвэя, советника гендиректора компании "Гэйтс авиэйшн лиметед" британца Джонатана Джиллеспи, а также американцев Франка Дель Гандио и Рональда Шлид Ллойда, представлявших Международное общество расcледователей авиационных происшествий (ISASI). Кроме того, присутствовал начальник службы безопасности полетов и летных испытаний Московского вертолетного завода им. Миля Олег Коляда.
"Никаких вопросов со стороны международных наблюдателей к ходу нашей работы не высказывалось. Была дана высокая оценка открытости наших действий", - подчеркнул представитель Минобороны.
В ответ в Минобороны РФ заявили, что Су-24М находился в небе над Сирией, а границу пересек именно турецкий самолет. Экипажу сбитого бомбардировщика удалось катапультироваться, однако командир Олег Пешков был убит огнем с земли. Штурмана Константина Мурахтина спасли российские военные и доставили на российскую базу. В ходе операции по эвакуации летчиков Су-24М был потерян вертолет Ми-8. В результате погиб морпех-контрактник Александр Позынич.
Президент РФ Владимир Путин назвал атаку турецких ВВС на самолет РФ, который участвовал в антитеррористической операции в Сирии и не представлял угрозу для Турции, "ударом в спину" России.
Глава российского государства 28 ноября подписал указ о временном запрете с 1 января 2016 года нанимать работников из числа граждан Турции. С нового года также приостанавливается действие соглашения с Турцией о безвизовом режиме. Вводится запрет или ограничение на ввоз в РФ отдельных видов товаров из Турции. Кроме того, туроператорам не рекомендуется продавать путевки в Турцию. Правительству поручено усилить контроль за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории России в целях обеспечения безопасности.