30 декабря 2015, 12:32
Кризис в Сирии

Лавров: власти США начинают понимать, что терроризм страшнее, чем Асад, Хусейн и Каддафи

Валерий Шарифулин/ ТАСС

"Очень трудно сказать, что будет с внешней политикой США в Сирии и в целом в регионе после выборов", - заявил глава МИД РФ

МОСКВА, 30 декабря. /ТАСС/. У нынешней администрации США вызревает понимание того, что терроризм в Сирии и на Ближнем Востоке гораздо страшнее, чем Башар Асад, Саддам Хусейн и Муамар Каддафи. Такое мнение высказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу "Звезда", отвечая на вопрос о том, можно ли рассчитывать, что после президентских выборов в США есть шанс покончить с сирийским кризисом.

"Очень трудно сказать, что будет с внешней политикой США в Сирии и в целом в регионе после выборов, - отметил Лавров. - Масса примеров, когда предвыборные обещания потом либо забываются, либо президент не в состоянии их выполнить".

"Например, тюрьма в Гуантанамо, которую обещал закрыть президент США Барак Обама, - напомнил министр. - Его ярким обещанием было: "Мы закроем эту позорную тюрьму в Гуантанамо, которая противоречит всем американским ценностям, Конституции и так далее". Обещал разобраться с "летающими тюрьмами" ЦРУ в Восточной Европе - там тоже ничего не произошло, все "заметается под ковер".

"Но сейчас у нынешней администрации точно вызревает понимание того, что терроризм в Сирии и на Ближнем Востоке гораздо страшнее, чем Башар Асад, чем были Саддам Хусейн и Муамар Каддафи, - считает глава МИД РФ. - Сейчас, больше чем за год, они начинают готовиться к президентским выборам, и все, что делается на внешнеполитическом фронте, американская администрация сразу примеряет на то, как это аукнется на рейтинге". 

О химическом оружии

По словам Лаврова, Запад идет на поводу у чьих-то капризов, утверждая, что во время решения вопроса о химической демилитаризации Сирии президент арабской республики Башар Асад был легитимен, а теперь перестал быть таковым. 

"Если мерить наши ощущения от этого года "внешнеполитическим аршином", то завершился тяжелейший и важнейший процесс химической демилитаризации Сирии, - отметил он. -  Обращаю на это внимание, потому что именно в этом году окончательно были подведены итоги, и произошло это в тот момент, когда мы продолжаем активно добиваться политического урегулирования сирийского кризиса".

Лавров подчеркнул на то, что "некоторые наши визави говорят, что они к этому (политическому урегулированию) готовы только при условии, если Башар Асад гарантированно не будет присутствовать в политическом процессе и в будущих структурах, потому что он нелегитимен". "Но Асад был прекрасно легитимен, когда нужно было вывезти и уничтожить химическое оружие из Сирии, - указал министр. - Принимались резолюции Совета Безопасности ООН и ОЗХО, в которых приветствовалось решение сирийского правительства присоединиться к Конвенции по химическому оружию. Все было прекрасно, и не возникало никаких вопросов, что это нелегитимный партнер".

"Я уже не раз говорил и повторю еще раз: убежден, что террористическая угроза не менее серьезна, чем угроза химического оружия, тем более, что она становится глобальной и не касается только одной Сирии, - подчеркнул глава МИД РФ. - Сейчас нельзя позволить себе такой роскоши, как идти на поводу у чьих-то капризов, сказав, что президент Сирии Башар Асад был легитимен, а в этом году перестал быть таковым".

Лавров напомнил, что помимо решения вопроса сирийского химоружия, в 2015 году была урегулирована одна из серьезнейших проблем, последние десятилетия нагнетавших напряженность в международных отношениях, - иранская ядерная программа. "Вокруг нее велись переговоры, и был найден здоровый баланс интересов, который обеспечивает право Ирана на мирное развитие ядерной энергетики, в том числе на обогащение урана (это было важнейшим интересом наших тегеранских партнеров), и одновременно обеспечивает режим нераспространения ядерного оружия", - сказал Лавров. 

"Выход есть"

Путь выхода из сирийского кризиса зафиксирован в последней резолюции СБ ООН, заявил Сергей Лавров.

"Выход есть, - отметил министр. - Выход зафиксирован в последней резолюции СБ ООН. Я смотрю наши ток-шоу, где многие принимают все это очень близко к сердцу. Говорят, что это не сработает, потому что в резолюции нет конкретных договоренностей о террористах, о том, кто будет представлять делегацию оппозиции. Тем не менее, эта резолюция четко дает двойной сигнал. Во-первых, мы хотим, чтобы политический процесс начался в январе. Во-вторых, чтобы ООН подобрала делегацию, опираясь не только на какую-то одну оппозиционную группу, а на результаты и состав участников всех встреч, которые состоялись за последние 1,5-2 года. Из них упомянуты московские встречи, встречи в Каире и недавние встречи в Эр-Рияде".

"Также четко оговорено, что террористам за столом переговоров не должно быть места, а у нас в отношении некоторых из участников последнего раунда встреч есть вопросы, поскольку они представляют две группировки, которые мы считаем террористами, - заметил Лавров. - "Джейш аль-Ислам" регулярно бомбит жилые кварталы Дамаска - именно они минометным обстрелом задевали наше посольство. Вторая - "Ахрар аш-Шам", прямо произрастающая из "Аль-Каиды", которая запрещена СБ ООН".

"Но у сирийской эпопеи все равно есть шанс на основе этой резолюции, которая, конечно же, должна уточняться", - считает министр.

"Раньше были крестоносцы, а теперь антикрестоносцы"

Лавров считает, что чтобы всерьез бороться с терроризмом, нужно искоренить его экономические причины.  

Глава МИД РФ обратил внимание, что пропаганда запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" (ИГ) о роскоши Запада, направленная на бедные слои населения планеты, влияет на набор рекрутов для ИГ.

"Было немало репортажей о том, как забирают детей малолетнего возраста, семи-восьмилетних пацанов тренируют, как проходить полосу препятствий в военных лагерях, - сказал министр. - Происходит зомбирование на тему того, что в мире нет справедливости, что никогда не дождаться от этого "золотого миллиарда" каких-то реальных перемен, кроме подачек, от которых ни тепло, ни холодно. Поэтому нужно самим брать в руки свою судьбу и завоевывать себе счастье. Раньше были крестоносцы, а теперь антикрестоносцы. Грубо, конечно, но так оно и происходит".

Министр напомнил о словах президента России Владимир Путин, который, выступая на ГА ООН, сказал, что бороться с терроризмом и его самыми зверскими проявлениями нужно комплексно. "Будь то самолет над Синаем, теракты в Париже или то, что происходило в большинстве стран региона и продолжает каждый день происходить - взрывы в мечети, в церкви, - отметил глава МИД РФ. - Но бороться нужно и с экономическими причинами терроризма, а это означает, что нужно всерьез заняться повесткой дня для устойчивого развития, чтобы эти регионы устойчиво развивались".

"Давным-давно, когда еще только разрабатывалась концепция официальной помощи бедным странам, один из умных политиков сказал: "Давайте не удочку им давать каждый раз, а научим их ловить рыбу", - продолжил министр. - Нельзя просто поставлять продовольствие, которое проедается, какие-то медицинские препараты из-за границы, чтобы их "подсаживать" на привязку к бывшей метрополии, а необходимо создавать там производство, обучать их, строить школы. Этому уделяется все больше внимания. Конечно, это требует огромного количества усилий, средств и времени".

"Перемены не скоро произойдут, но процесс правильный. Следует, конечно же, пресекать финансирование, разрывать связь с наркотрафиком, незаконной торговлей нефтью и чем угодно - все это часть основной борьбы с проявлениями", - заявил Лавров. 

Упомянутые в материале группировки "Аль-Каида" и "Исламское государство" признаны террористическими, их действие на территории РФ запрещено.  

Хроника противостояния в Сирии. Досье