Правозащитница Алексеева критикует поправки Минюста о формах политической деятельности НКО
Предложения правозащитников не нашли отражения в проекте Минюста, отметила Алексеева
МОСКВА, 22 января. /ТАСС/. Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева раскритиковала предложенные Минюстом поправки в закон о некоммерческих организациях (НКО), которые уточняют понятие политической деятельности и определяют критерии ее осуществления НКО.
Алексеева утверждает, что предложения правозащитников не нашли отражения в проекте Минюста. "Мы предлагали другое определение политической деятельности, принятое во всем мире, - это "участие в борьбе за власть", - пояснила она. По словам правозащитницы, под этим подразумевается "поддержка конкретных кандидатов на выборах или собственное участие в выборах". "А наблюдение за выборами - это не политическая деятельность, а гражданская активность", - убеждена Алексеева.
Представитель СПЧ считает, что в случае, если в таком виде инициатива будет принята, будут узаконены "все безобразия Минюста (при включении НКО в реестр "иностранных агентов")".
Кроме того, член СПЧ сообщила, что правозащитники настаивают на замене самого термина "НКО, выполняющая функции иностранного агента". "Мы предлагали заменить его на "организация, получающая иностранное финансирование". Это было бы правдой и не звучало бы так оскорбительно, как "иностранный агент", - уверена Алексеева.
Летом 2012 года в России был принят закон об НКО - "иностранных агентах". Он обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из- за рубежа, принимать статус "иностранных агентов" с последующим занесением в специальный реестр. НКО - "иностранные агенты" обязаны указывать при публикации материалов в интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусматривается штраф. Включением организаций в реестр занимается Минюст.
Этот закон неоднократно подвергался критике со стороны самих НКО и президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Так, глава СПЧ Михаил Федотов призывал уточнить понятие "политической деятельности". Отсутствие конкретного определения, по его мнению, чревато тем, что "политическими" признаются порядка 70 видов деятельности.
Минюст представил поправки, согласно которым политической деятельностью НКО предлагается считать, в частности, "участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений", "наблюдении за проведением выборов, референдума", проведение социологических исследований, "публичные обращения к госорганам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов", равно как и "распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых госорганами решений и проводимой ими политики".