МОСКВА, 22 января. /ТАСС/. Минюст РФ подготовил поправки в закон о некоммерческих организациях (НКО), которые уточняют понятие политической деятельности и определяют критерии ее осуществления НКО. Документ размещен на портале проектов правовых актов.
Условия и цели деятельности
Согласно документу, НКО (кроме политической партии) признается участвующей в политической деятельности на территории РФ, если она "независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах", осуществляет "деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, функционирования политической системы, органов госвласти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина", если она ведется "в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия".
Формы политической деятельности
Прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. К ним относятся участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений. Также политическая деятельность НКО подразумевается в форме участия "в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума", а также "в деятельности политических партий".
Кроме того, под политической деятельностью НКО предлагается понимать "публичные обращения к госорганам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов", равно как и "распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых госорганами решений и проводимой ими политики".
Помимо этого, в качестве форм политической деятельности предлагается признать "осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований", вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность и ее финансирование.
Что не будет считаться "политикой"
Отдельно оговаривается, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни. Не подпадает под нее и деятельность в сфере физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также "деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества" при ряде условий.
Зачем нужны изменения
Закон об НКО - "иностранных агентах" был принят в России летом 2012 года. Он обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из- за рубежа, принимать статус "иностранных агентов" с последующим занесением в специальный реестр. НКО - "иностранные агенты" обязаны указывать при публикации материалов в интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусматривается штраф.
В течение почти двух лет вступление в реестр было фактически добровольным, но в начале июня 2014 года был подписан закон о принудительном включении в реестр. Согласно документу, Минюст может принудительно включать в реестр НКО - "иностранных агентов" организации, которые фактически являются таковыми, но не подали соответствующее заявление. Данное решение ведомства можно обжаловать в суде.
Этот закон неоднократно подвергался критике со стороны самих НКО и президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Так, глава СПЧ Михаил Федотов призывал уточнить понятие "политической деятельности", предлагая, в частности, использовать для этого определения, данные в законах о Конституционном суде или о государственной, муниципальной службе. Отсутствие конкретного определения, по его мнению, чревато тем, что "политическими" признаются порядка 70 видов деятельности.
Президент РФ Владимир Путин согласился с доводами, что понятие политической деятельности НКО должно быть уточнено. "Понятие политической деятельности - оно не должно быть размытым, оно не должно быть резиновым, должно быть единообразно понимаемым. Под эту сурдинку, что называется, под это понятие, если оно нечетко сформулировано, нельзя ни в коем случае подгонять все, что нравится представителям власти, Минюста или кого угодно", - заявил он 1 октября прошлого года на заседании СПЧ.
Глава государства дал поручение Минюсту и кремлевской администрации до 20 декабря представить предложения по уточнению понятия политической деятельности применительно к закону об НКО, выполняющих функции иностранных агентов.
В начале декабря глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) сообщил ТАСС, что "в Минюсте определили ряд критериев, по которым определяется политическая деятельность (НКО)". "В частности, она определяется по тому, в каких целях действует организация, в каких сферах действует организация и каким путем она действует", - информировал он.