ЖЕНЕВА, 29 января. /ТАСС/. Первый день мирных переговоров по Сирии в Женеве показал, что официальный Дамаск настроен конструктивно, что нельзя сказать об поддерживаемой Эр-Риядом оппозиции, которая до сих продолжает оставаться в Саудовской Аравии.
Об этом заявил журналистам постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин по итогам встречи с главой делегации сирийского правительства Башаром Джаафари.
"Главный итог первого дня переговоров в том, что на него прибыла правительственная делегация Сирии и встретилась с де Мистурой. Это свидетельство, что правительство заняло конструктивную позицию, готово к переговорам и будет проявлять необходимую конструктивность для достижения позитивных результатов в интересах сирийского народа", - сказал дипломат.
"Что касается группы, которая сформирована в Эр-Рияде, то они, по нашим сведениям, пока находятся в столице Саудовской Аравии, и продолжают выдвигать какие-то предварительные условия, что является проявлением неконструктивности, - подчеркнул он. - В резолюции СБ ООН 2254 говорится, что никаких предварительных условий никто не должен выдвигать".
Курдский вопрос
Бородавкин считает важным участие в переговорах сирийских курдов, которые на данном этапе исключены из мирного процесса из-за давления Турции, и поддерживает их приглашение в Женеву.
"Те оппозиционеры, которые проводили встречи в Москве и в Каире, объединились и сейчас выступают единым списком. Эта московско-каирская группа настаивает, чтобы на переговоры были приглашены представители сирийских курдов, - сказал дипломат. - Мы поддерживаем это, потому что ни один из пунктов повестки дня не представляется возможным обсуждать без сирийских курдов".
"Некоторые региональные державы требуют, чтобы курды были исключены. Мы считаем, что на этот шантаж поддаваться не следует", - подчеркнул Бородавкин.
По его словам, согласование вопроса об участии сирийских курдов в переговорах в Женеве продолжается. "Те (оппозиционеры), которые собирались в Москве и Каире, договорились и выступают вместе. Они требуют, чтобы сирийские курды были включены в делегацию, - сказал он. - Пока идет согласование этого непростого вопроса".
Единство взглядов России и Сирии
По словам постпреда, РФ и Сирия едины в том, что межсирийские переговоры в Женеве требуют гибкости и конструктивного подхода. "Диалог прошел очень конструктивно, по большинству вопросов, связанных с началом переговоров, у нас единая точка зрения: нужно вести себя конструктивно, проявлять необходимую гибкость и достигать договоренностей с оппозицией в интересах всего сирийского народа", - сказал дипломат, подводя итог переговоров с Джаафари.
Жаркое начало февраля
По оценкам дипломата, на выходные переговоры должны затихнуть, чтобы начать набирать обороты на следующей недели. Так, по словам Бородавкина, 1-2 февраля должны пройти встречи де Мистуры с представителями умеренной оппозиции "по предварительной договоренности, эти встречи должны быть на следующей неделе в понедельник-вторник", - сказал он.
Первого же февраля в Женеву должен прибыть и замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов. "В понедельник приедет заместитель министра иностранных дел Геннадий Гатилов", - сказал он. Говоря о представленности других стран, входящих в Международную группу поддержки Сирии (МГПС), Бородавкин сказал, что в Женеве находится помощник госсекретаря США по вопросам Ближнего Востока Энн Петерсон.
"Насколько я знаю, представлены все страны МГПС и даже те, которые в МГПС не входят", - сказал Бородавкин. По его словам, роль представителей этих стран будет, прежде всего, наблюдательная. "Они должны понимать, что происходит и докладывать в свои столицы, что происходит", - сообщил российский дипломат.
Первые же итоги нынешнего раунда, по его словам, будут подведены на встрече Международной группы поддержки Сирии в Мюнхене. Она запланирована на 11 февраля. К тому же моменту, надеется дипломат, "будет достигнут прогресс" и в отношении формирования списка террористических организаций, которые не могут быть приглашены в Женеву. По этому вопросу среди членов МГПС пока нет единого мнения.