Депутаты всех фракций вносят законопроект о понятии "политическая деятельность" для НКО
В проекте закона "дается полная и точная трактовка, что значит некоммерческая организация, за исключением политической организации, занимается политической деятельностью", сообщил Владимир Плигин
МОСКВА, 19 февраля. /ТАСС/. Группа депутатов всех фракций во главе с главой комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным вносит на рассмотрение Госдумы проект закона, уточняющего понятие "политическая деятельность" для некоммерческих организаций (НКО).
Как заявил Плигин журналистам, основные поправки вносятся в закон "О некоммерческих организациях". "Вносится проект федерального закона, где дается определение форм политической деятельности... Дается полная и точная трактовка, что значит некоммерческая организация, за исключением политической организации, занимается политической деятельностью", - сказал глава комитета.
"Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя РФ… в целях оказания влияния на выработку и реализацию госполитики, на формирование госорганов, органов местного самоуправления, на их решения и действия", - говорится в тексте законопроекта.
По словам Плигина, законодательная инициатива была разработана в ответ на вопрос, что отнести к политической деятельности, в том числе - в контексте определения статуса "иностранного агента" для НКО.
В проекте закона среди форм политической деятельности, в частности, называется участие НКО в митингах и шествиях, в деятельности, направленной "на получение результата на выборах", в том числе наблюдение и формирование избиркомов. Кроме того политической деятельностью признаются публичные обращения к госорганам об "отмене законов или правовых актов", распространение оценок госполитики, а также в формировании общественно-политических взглядов путем соцопросов.
Оговаривается, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, соцобслуживания, защиты материнства и детства, пропаганда здорового образа жизни, а также благотворительная деятельность.
"Предложенные в законопроекте уточнения законодательства РФ будут способствовать формированию четких и исчерпывающих критериев и понятия "политическая деятельность", а также единообразию правоприменительной практики", - отмечают авторы инициативы в пояснительной записке.
"Конец домыслам и инсинуациям"
Законопроект должен будет положить конец всем домыслам и инсинуациям вокруг этой темы, заявил один из его авторов, депутат фракции "Справедливая Россия" Александр Тарнавский ("Справедливая Россия").
"Мы внесли этот проект закона, чтобы перевести всю дискуссию в парламентскую плоскость, где будет возможность обсуждать, вносить поправки. А так вокруг этого слишком много ненужной политической активности, домыслов и инсинуаций", - подчеркнул депутат.
При этом Тарнавский сообщил, что при подготовке законопроекта авторы учитывали, в том числе предложения Минюста РФ, представители которого входили в рабочую группу.
"Отформатировать политическую деятельность"
"Правоприменительная практика раньше была такова, что неопределенность и широта этой формулы "политическая деятельность" оставляла очень широкие возможности для произвольного толкования", - пояснил в интервью ТАСС политолог Леонид Поляков.
По его словам, "сам факт иностранного финансирования порой становился поводом, чтобы такое решение было принято, среди НКО нарастало недовольство".
Поправки, которые предлагают парламентарии, "форматируют политическую деятельность, разносят ее по трем категориям: цели, виды и сферы политической деятельности", указал эксперт, отметив, что "подобного рода уточнения дают возможность четко и однозначно разделить организации, которые с иностранным финансированием занимаются политической деятельностью и которые к этому не относятся".
"Мне кажется, что инициатива правильная. Своевременная. И должна исправить эту ситуацию, которая довольно часто была конфликтной и противоречивой", - подчеркнул Поляков.
Необходимость законодательного уточнения понятия политической деятельности НКО возникла в связи с принятием в 2012 году закона об НКО - "иностранных агентах". Он обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, принимать статус "иностранных агентов" с последующим занесением в специальный реестр. НКО - "иностранные агенты" обязаны указывать при публикации материалов в Интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусматривается штраф.
Этот закон неоднократно подвергался критике со стороны самих НКО и президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Так, глава СПЧ Михаил Федотов призывал уточнить понятие "политической деятельности". Отсутствие конкретного определения, по его мнению, чревато тем, что "политическими" признаются порядка 70 видов деятельности.
В январе этого года Минюст представил на общественное обсуждение законопроект о критериях политической деятельности НКО. Согласно этому документу, НКО признается участвующей в политической деятельности на территории РФ, если она осуществляет "деятельность в сфере госстроительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, функционирования политической системы, органов госвласти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина", если она ведется "в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование госорганов, органов местного самоуправления, на их решения и действия".
Прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. При этом отдельно оговаривается, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, здравоохранения, благотворительная деятельность и т.д. при ряде условий. Отдельно оговаривается, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, благотворительная деятельность и т.д. при ряде условий.