МИНСК, 25 февраля. /ТАСС/. Глава Минюста РФ Александр Коновалов уверен, что ведомство правильно трактует понятие политической деятельности НКО в соответствии с действующим законодательством.
"Считаем, что трактуем понятие правильно, судебная практика, которая формируется, это подтверждает", - заявил он журналистам в ответ на просьбу прокомментировать недавнее заявление уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, которая назвала ликвидацию правозащитной организации "Агора" настораживающей тенденцией, полагая, что такое стало возможно из-за широкого толкования Минюстом понятия политической деятельности НКО.
"Если суд будет нас поправлять, будем корректировать практику", - добавил Коновалов.
При этом он подчеркнул, что ведомство всегда готово выслушать "озабоченности и предложения правозащитников".
Споры вокруг трактовки понятия политической деятельности применительно к НКО возникли в связи с законом об НКО - "иностранных агентах", который был принят в 2012 году. Он обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, принимать статус "иностранных агентов" с последующим занесением в специальный реестр. НКО - "иностранные агенты" обязаны указывать при публикации материалов в Интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусматривается штраф.
Этот закон неоднократно подвергался критике со стороны самих НКО и президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Так, глава СПЧ Михаил Федотов призывал уточнить понятие "политической деятельности". Отсутствие конкретного определения, по его мнению, чревато тем, что "политическими" признаются порядка 70 видов деятельности.
В январе этого года Минюст представил на общественное обсуждение законопроект о критериях политической деятельности НКО. Согласно этому документу, НКО признается участвующей в политической деятельности на территории РФ, если она осуществляет "деятельность в сфере госстроительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ" и так далее, если она ведется "в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование госорганов, органов местного самоуправления, на их решения и действия".
Прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. При этом отдельно оговаривается, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, здравоохранения, благотворительная деятельность и т.д. при ряде условий.
Схожий законопроект в феврале этого года внесла в Госдуму группа депутатов от всех фракций.