САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 мая. /ТАСС/. Россия готова бороться за соблюдение прав человека, но в глобальном плане это можно делать только сообща.
Такое мнение высказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на Петербургском юридическом форуме.
"Россия, как известно, своими делами доказывает, что готова защищать общие ценности нашей цивилизации, но окончательного успеха в реализации пактов (о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах, принятых Генассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) мы можем достичь, только действуя сообща", - заявил он.
Медведев напомнил, что эти документы, принятые почти 50 лет назад, закрепили права народов на самоопределение, на свободное установление своего политического статуса, на свободу и личную неприкосновенность.
"Хотя эти пакты и стали частью общепризнанного свода норм, понятно, что жизнь не идеальна, и сегодня мы сталкиваемся с вопиющими случаями нарушения", - посетовал премьер. "Огромные территории оказываются фактически в условиях бесправного существования, в плену тоталитарной власти фанатиков, которые бросают вызов современному правопорядку", - подчеркнул он.
Применение односторонних санкций противоречит международному праву
Попытки применять односторонние, в том числе антироссийские, санкции по всему миру являются нарушением международного права, считает Медведев.
По его словам, применение некоторыми странами в своих политических целях таких ограничений стало "способом произвольного вмешательства в дела других государств". "Односторонние санкции - так называемые - становятся неопределенными и по содержанию, и по кругу лиц, на которых они распространяются; есть попытки придать этим санкциям экстратерриториальный характер, продавить их применение в любой точке мира вопреки всем соглашениям и, конечно, международному праву", - сказал глава правительства, отметив, что Россия, ее компании и граждане "подвергаются подобному давлению уже почти два года".
"О каком доверии к праву здесь может идти речь?" - отметил Медведев. "Как наши партнеры будут выходить из этой ситуации, которую сами создали, - этот вопрос остается открытым, хотя в кулуарах он все время задается", - продолжил глава кабмина РФ.
"Нарушать - всегда легче, чем соблюдать, однако за это всегда приходится нести ответственность, причем не только правовую, а в конечном счете историческую", - добавил премьер. Он пояснил, что любое нарушение правового баланса только углубляет взаимное непонимание и создает недоверие между странами, мешает наладить диалог и преодолеть кризис любого уровня - от локального до глобального.
В целом Медведев считает, что трансграничные злоупотребления "существенным образом подрывают доверие к праву". Одним из примеров он назвал двойное необложение налогами, когда отдельные компании, используя пробелы в межправительственных соглашениях, уводят свои доходы из страны, где ведется реальная экономическая деятельность и, в итоге, нигде не платят налоги.
"Преодолеть эту тенденцию государства могут только сообща. Здесь есть и свои трудности. Ведь при решении любых глобальных проблем государства-участники должны доверять друг другу, должны быть готовыми к компромиссу, уважать интересы партнеров", - отметил премьер-министр.
О манипулирование институтом международного арбитража
Он также выразил уверенность в том, что манипулирование институтом международного арбитража в спорах между инвесторами и государствами подорвет авторитет этого института. "Если этим институтом (арбитражного суда по спорам между инвесторами и странами) начинают манипулировать, то весь наработанный авторитет, конечно, разрушится", - сказа Медведев.
Премьер заметил, что именно это и происходит, когда имущественные требования к своему государству заявители предъявляют в международном арбитраже, используя "корпоративную вуаль" иностранного юридического лица.
"За последний год мы в России серьезно поработали над тем, чтобы повысить качество третейских разбирательств, - констатировал он. - Новое законодательство начнет действовать с 1 сентября 2016 года". По словам главы кабмина, эти акты корректируют систему коммерческого арбитража в России с учетом лучших международных практик, создают условия для формирования действительно эффективного и независимого разрешения коммерческих споров. "В предпринимательской среде есть спрос на так называемое частное правосудие, - подчеркнул премьер. - И в новом законодательстве мы постарались сохранить его преимущества, включая неформальность процедуры разбирательства и возможность разрешить спор быстрее, а стало быть, и дешевле, что для деловых людей всегда было важным достоинством этой системы".
Глава правительства заметил, что практика разрешения инвестиционных споров выходит за рамки действия исключительно национальной системы права, когда речь заходит об иностранных инвесторах. Поэтому в новом законодательстве была расширена компетенция международного коммерческого арбитража. "Российская правовая система остается открытой для признания и приведения в исполнение легитимных решений иностранных арбитражных учреждений, - заверил Медведев. - То есть если они соответствуют и нормам Нью-йоркской конвенции 1958 года, и не противоречат нашему публичному порядку".
Премьер отметил и серьезные преобразования в системе инвестиционного арбитража, которые продиктованы необходимостью доверия к арбитражному процессу. Так, еще десять лет назад инвесторы заявляли требования в арбитраж о взыскании убытков с публичного субъекта (государства). "Но сейчас уже целые государства вынуждают корректировать правовое регулирование в интересах конкретного инвестора", - подчеркнул он.
Медведев признал, что когда инвестор приходит работать в чужую для него юрисдикцию, он вправе рассчитывать на особую защиту. "Но такая защита не должна подрывать конституционные устои национального государства. Иначе нивелируется идеологическая и правовая основы арбитража - безусловное доверие обеих сторон и третьих лиц к его решениям", - уверен глава кабмина.
По его словам, государство как участник процесса защищает не только и не столько свои коммерческие интересы. "В первую очередь оно защищает интересы национальной экономики и благосостояние граждан", - подчеркнул Медведев.
Он также упомянул о предложениях о порядке разрешения инвестиционных споров в рамках подготовки Соглашения о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве ЕС - США, в частности, о предложении дать специальный статус судьям, которые работают в этой системе, который включает требования, аналогичные тем, которые к ним предъявляются в национальных судах, а также идею о введении процедуры апелляции на арбитражные решения. "Остается неясным, сохранят ли эти новшества самую суть арбитража, за который его так ценят", - заявил глава правительства.
Нужно развивать мягкое право и практики добросовестного поведения
Он также призвал активнее применять мягкое право и внедрять практики добросовестного поведения, в частности, в корпоративной сфере. "Следует поощрять формирование сводов так называемого мягкого права, принимать практики добросовестного поведения, в том числе в корпоративной и финансовой сферах, в области антимонопольного регулирования", - заявил он.
При этом он считает, что мягкое право необязательно должно ограничиваться рамками одного государства. "Мы можем совместно обсуждать и продвигать соответствующие инициативы на площадках ООН, Евразийского экономического союза, БРИКС, СНГ", - полагает он.
Глава правительства также отметил, что необходимо "учиться применять общие нормы и принципы регулирования в конкретных ситуациях". "Мир развивается так, что уже невозможно сохранять в законодательстве степень детализации; теперь гибкость правового регулирования обеспечивается не только деятельностью судов и арбитражей, но и развитием в праве начал диспозитивности", - отметил он.
При этом Медведев подчеркнул важность незыблемости правовой формы принимаемых государством решений. "По- другому демократическое правовое государство существовать не может", - отметил он.
Судебная система должна оставаться беспристрастной
Права человека внутри каждого государства должны соблюдаться, а судебная система - оставаться беспристрастной, отметил также Медведев. Глава правительства назвал одной из важнейших задач защиту базовых прав человека внутри государства. Он напомнил, что в России Конституционный суд следит за соблюдением баланса между правами граждан и государства.
"Эта работа требует самого высокого уровня профессионализма и помогает противостоять попыткам давления с самых разных сторон, сохраняя независимость и беспристрастность", - сказал Медведев.
Современная система права должна модернизироваться с учетом глобальных перемен, подчеркнул также глава правительства. "У нашего форума есть особая миссия - продвигать идеи модернизации права в условиях глобальных изменений, а также помогать юристам разных стран и правовых систем лучше понимать друг друга; именно из такого взаимопонимания и рождается доверие к праву", - считает премьер. "Именно право дает сбалансированный ответ на самые острые вопросы, помогает находить общий язык людям разных культур и убеждений", - сказал он.
Медведев напомнил, что тема форума сформулирована как "доверие к праву - путь разрешения глобальных кризисов". "Доверие к праву - это путь разрешения глобальных кризисов; это не только основа для международной безопасности и глобальной стабильности, это и в значительной мере основа современной мировой экономики", - подчеркнул он.
Право не успевает реагировать на развитие электронной коммерции
Медведев также отметил, что электронная коммерция развивается настолько стремительно, что право не успевает на это реагировать.
"Сегодня активно развиваются так называемая технология блокчейн, так называемые "умные контракты". С их помощью формируются автономные от государства саморегулируемые системы, которые начинают жить по своим неписаным законам. Для правоведов - это очень интересные задачи, здесь очень часто заканчиваются пределы права", - сказал Медведев. Он отметил, что при использовании технологии блокчейн сделки по передаче имущества и удостоверение прав на него заключаются и исполняются автоматически, а взаимодействие в интернете идет не между людьми, а через электронные устройства.
Премьер считает, что эта ситуация требует существенного напряжения творческих сил юристов. "Это совсем нестандартная для правоведов задача поиска новых эффективных решений, которые могут стать основой для образования, по сути, новой отрасли права", - обратился Медведев к участникам форума.
Блокчейн (от block - блок, chain - цепочка) - цепочка блоков транзакций, база данных общего пользования, которая функционирует без централизованного руководства.