- Прежде всего должен сказать: я никогда не менял свою версию событий. И в августе 1991 года, когда меня изолировали, я записал обращение, в котором осуждал путчистов, и потом в СМИ во время следствия по делу ГКЧП я говорил правду и не менял ее в угоду кому бы то ни было. В отличие от членов ГКЧП и тех, кто им симпатизирует и распространяет всякие небылицы.
Самое главное, что нужно помнить: это была антиконституционная акция, заговор. Следствие и обвинительное заключение, переданное Генеральной прокуратурой в суд, установило: была совершена попытка государственного переворота.
Но суду не дали вынести решение по этому делу. Избранная после событий октября 1993 года Госдума одновременно приняла решение о прекращении расследования массовой гибели людей в ходе этих событий и об амнистии, которая распространялась на членов ГКЧП. Вопрос решили не по закону, а "по понятиям".
Я считаю, к моменту этой авантюры, путча ГКЧП, самое трудное было позади. Ситуация в стране понемногу стабилизировалась. Был подготовлен к подписанию проект Союзного договора. Разработана антикризисная экономическая программа, которую были готовы выполнять даже балтийские республики. Намечена дата съезда КПСС, на котором произошел бы естественный раздел партии на социал-демократическую и традиционно-коммунистическую.
Конечно, впереди были большие трудности переходного периода, но уверен — совсем не такие, как то, что пришлось пережить народу после путча и "шоковой терапии".
Меня часто спрашивают: если бы путча не было, какой была бы наша страна?
Думаю, 20 августа большинство республик подписали бы договор. Он открывал для них большие возможности, укреплял их суверенитет, закреплял развитие по демократическому пути.
С другими мы бы продолжали переговоры. Возможно, в итоге был бы "разноуровневый" союз. Но экономическое соглашение можно было бы подписать даже с прибалтами. Со всеми остальными, безусловно, единые вооруженные силы, реформированные с учетом национальных особенностей. Тогда невозможно было бы многое из того, что мы видели в последние годы. Во всем остальном — большие и постепенно расширяющиеся полномочия республик. Вплоть до членства в ООН при сохранении места в Совете Безопасности за союзным государством.
И все это было сорвано путчем.
Какие уроки надо извлечь из того, что тогда произошло? Прежде всего, недопустимость заговоров, переворотов, попыток столкнуть страну силой с пути нормального развития. Такие попытки имеют катастрофические последствия. Какие бы трудности не возникали, надо оставаться в конституционных, демократических рамках.