Все новости

Сравнение программ партий, участвующих в выборах в Госдуму РФ

Большинство партий традиционно используют в названиях предвыборных программ слова, призванные заинтересовать избирателей и кратко выразить суть предлагаемых реформ

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 сентября 2016 г. в "Российской газете" завершилась публикация предвыборных программ всех 14 партий, претендующих на места в Госдуме VII созыва. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ проанализировала различные параметры программ: их размеры, оригинальные названия и частоту употребления в текстах ключевых слов.

Размеры

Следует отметить, что у большинства партий электронные и печатные версии программных документов различаются. Например, программа "Яблока", опубликованная в "Российской газете", в десять раз короче, чем на сайте, а у "Гражданской силы" - вдвое. У ЛДПР в газетную версию не вошли разделы о "русском вопросе", госустройстве, внешней политике и др., а у "Родины" - предвыборный манифест и история партии.

Среди печатных версий самой объемной стала программа "Единой России" - 18 501 слово (132 427 печатных знаков). На втором месте, с существенным отрывом (почти в пять раз), - "Гражданская сила": 3971 слово, или 27 537 знаков. Замыкает тройку "Яблоко", чей предвыборный документ состоит из 3705 слов (24 706 знаков).

Самую лаконичную программу опубликовали "Коммунисты России" - всего 505 слов (3600 знаков). Также небольшой объем у программ ПАРНАС (824 слова, 5438 знаков) и "Зеленых" (1335 слов, 9723 знака).

Если изучать версии, размещенные на партийных сайтах, то самая длинная программа у "Яблока" - (37 264 слова и 271 454 знака), самая короткая - у ПАРНАС (824 слова и 5438 знаков).

Правый или левый? Пройди тест и определи свои политические взгляды

Названия

Большинство партий традиционно используют в названиях предвыборных программ слова, призванные заинтересовать избирателей и кратко выразить суть предлагаемых реформ. Так, "Коммунисты России", выступающие за возвращение социализма в Россию, назвали свой текст "Десять сталинских ударов по капитализму" (по аналогии с неофициальным названием стратегических наступательных операций советских войск в 1944 г.). Оппозиционный ПАРНАС озаглавил предвыборный документ "Перезагрузи систему", в частности пообещав отменить все законы, принятые Госдумой VI созыва.

"Справедливая Россия" предлагает избирателям "25 справедливых законов", КПРФ - "10 шагов к достойной жизни". Либерально-демократическая партия призывает "Идти курсом ЛДПР". Экологическая партия "Зеленые" выступает "За чистую Россию", а Партия роста, объединившая в своих рядах предпринимателей, - за "Стратегию роста" (в печатной версии - "Нам нужна коалиция роста").

Декларирующее "европейский путь" России "Яблоко" озаглавило свою программу "Уважение к человеку". "Гражданская платформа" в названии подчеркнула, что именно она является "честной правой" партией.

Партия парламентского большинства "Единая Россия" назвала свою программу "Успех каждого - успех России". Российская партия пенсионеров за справедливость предлагает избирателям "Программу, написанную народом", а "Родина" - "План обновления и развития".

"Патриоты России" вынесли в заглавие фамилию своего лидера, назвав программу "План Семигина: Российский национальный прорыв".

"Гражданская сила" вообще не предложила названия для своей программы.

10 вопросов о том, что такое предвыборная агитация

Лексика

Самое популярное слово во всех без исключения партийных программах - "Россия" ("РФ"). В абсолютном исчислении чаще всего оно встречается у "Единой России" - 118 раз. Если брать относительные показатели (доля слова "Россия" к общему количеству слов в тексте), то на первом месте окажется КПРФ (1,49%, 24 слова). У "Единой России" этот показатель составляет 0,64%.

Авторы программных документов часто используют термины политической географии. Так, "Запад" упомянут в программах пяти партий (чаще всего у "Гражданской силы" - девять раз, 0,23%), "Восток" - в двух. Слово "Украина" встречается у шести партий, у пяти из них - лишь раз, у "Единой России" - дважды (0,01%). О "Крыме" упомянуто только в двух программах - "Единой России" (два раза, 0,01%) и "Гражданской платформы" (один раз, 0,06%). Слово "Европа" ("Евросоюз") встречается у шести партий, и только дважды оно упомянуто у ЛДПР и "Яблока" (0,12% и 0,05% соответственно). Про "США" ("Америку") пишут пять партий, на первом месте по частоте употребления - Партия роста (3 раза, 0,11%).

Все партии, кроме "Коммунистов России", используют слово "экономика" и его производные. Чаще всего оно встречается в программе "Единой России" - 95 раз (0,51%). В процентном отношении на первом месте Партия роста, у которой "экономика" занимает 2,54% текста (71 слово). Реже всего "экономику" упоминает "Справедливая Россия" - всего дважды (0,12%).

Также популярно слово "развитие". Лидером по частоте его употребления вновь является "Единая Россия" - 113 раз (0,61%), а в процентном отношении Партия роста - 0,89% (25 раз). "Справедливая Россия" лишь один раз упоминает "развитие" (0,06%), а "Коммунисты России" вовсе не включили это слово в свою программу.

"Импортозамещение" можно найти в текстах семи партий, участвующих в выборах. Чаще всего оно встречается в программе "Единой России" (6 слов и 0,03%).

Про "патриотизм" вспоминают шесть партий (чаще всего "Патриоты России" - шесть раз, или 0,2%), про "демократию" - семь (лидирует "Гражданская сила" - девять раз, или 0,22%), "права человека" - семь (лидируют "Яблоко" и Партия пенсионеров - по четыре раза, или 0,11%). Слово "свобода" встречается в девяти программах, по числу его упоминания лидирует "Гражданская сила" (семь слов, или 0,18%). О "равенстве" говорит только "Яблоко" (дважды), о "неравенстве" - КПРФ и "Единая Россия" (по одному разу).

"Образование" в значении "обучение" не упоминается только в программах Партии роста и "Яблока". Среди остальных это слово чаще использует "Единая Россия" (86 раз и 0,46%). При этом пять партий также упоминают "ЕГЭ".

Слово "семья" встречается в программных документах девяти партий. По частоте его употребления на первом месте оказалась "Единая Россия" (40 слов и 0,21%). В процентном отношении лидерство принадлежит "Справедливой России" и "Гражданской платформе" (у каждой по 0,24%, или четыре слова).

О "человеке" вспоминают девять партий, из них чаще всего - по 19 раз - "Яблоко" и "Единая Россия". При этом "Яблоко" лидирует в процентном отношении: 0,51% против 0,10% "Единой России". Слово "русские" встречается лишь в двух документах - дважды у "Родины" (0,11%) и один раз у Партии роста (0,04%).

Ряд партий используют в программах слова, вызывающие ассоциации с их названиями или идеологией. У "Зеленых" таковыми являются "экология" и производные от него (19 слов, или 1,42% текста), у Партии роста, собственно, "рост" (42, или 1,5%; без учета названия самой партии, часто фигурирующего в документе), у "Коммунистов России" - "советский" (7, или 1,39%). Партия пенсионеров, обращаясь к своему электорату, 72 раза (2,06%) употребляет слово "пенсионеры" и производные от него (без учета названия самой партии).

В зависимости от предпочтений своего электората некоторые партии также применяют специфическую лексику. Например, ПАРНАС включает в текст выражения "железный занавес", "холодная война", Партия роста - "технология блокчейн", "таргетировать", "мейнстрим", Партия пенсионеров - "сдюжим", "неурядицы", "неуютно", КПРФ - "хищники-глобалисты", "псевдореформы", "толстосумы", "жировать", "паучьи сети перекупщиков", "сердюковский погром". В программе "Гражданской платформы" широко используются экспрессивные выражения "доить экономику", "раскромсали госсобственность", "финансовые воротила" (орфография текста оригинала сохранена - прим. ТАСС-ДОСЬЕ).

Авторы программы "Родины" пытаются вести беседу с избирателем "народным" языком, имитируя пословицы или поговорки. Говоря о низких доходах граждан, они предлагают им заглянуть в кошелек и в холодильник, поскольку, по их мнению, "если там пусто, то и в стране не густо".