МИД РФ: США не готовы к серьезному диалогу о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
При этом Москва и Вашингтон продолжают активные контакты в вопросах разоружения, несмотря на решение России выйти из Соглашения об утилизации избыточного оружейного плутония
ООН, 15 октября. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. США не готовы к серьезному разговору по вопросу выполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД или ДРСМД).
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был подписан 8 декабря 1987 года в Белом доме президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней и малой дальности (от 500 км до 5,5 тыс. км).
Такое мнение высказал в пятницу журналистам директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов, принявший участие в сессии 1-го комитета Генеральной Ассамблеи ООН.
"У каждой из наших стран своя позиция, здесь ничего не меняется. Американцы по-прежнему не могут четко сформулировать суть своих претензий и подтвердить справедливость этих претензий. А у нас ситуация прямо противоположная, мы можем документально показать причины нашей озабоченности по трем пунктам, о которых мне много приходилось говорить. (Это) ракеты-мишени, ударные беспилотники и пусковые установки "MK-41", которые теперь оказались на территории Румынии, что фактически представляет собой нарушение договора, поскольку они были пробированы на море и способны доставлять ракеты средней дальности", - пояснил Ульянов.
По его словам, "американцы ничего не говорят, не объясняют в ответ". "Аргументы у них очень слабые, но таковы законы дипломатической работы, что не всегда удается говорить по существу. Для разговора по существу нужен партнер, готовый к такому разговору, а в лице Соединенных Штатов мы его не имеем в данном случае", - заявил он.
Взаимные обвинения
В последнее время Вашингтон и Москва обвиняют друг друга в нарушении ДРСМД.
Так, в Вашингтоне излагается тезис о якобы имевшей место разработке в России крылатой ракеты наземного базирования в нарушение статей договора. В свою очередь, российская сторона считает противоречащим соглашению размещение пусковых установок "МК-41" наземных противоракетных комплексов "Иджис эшор" в Румынии, производство и эксплуатацию США ударных беспилотных летательных аппаратов, а также использование США при испытании средств ПРО ракет-мишеней, которые сходны по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности.
11 октября госсекретарь США Джон Керри призвал Россию к выполнению ДРСМД. Он напомнил, что в своем выступлении в Праге в 2009 году президент США Барак Обама "подтвердил стремление США к миру и безопасности без ядерного оружия". По словам Керри, борьба с распространением ядерных вооружений "потребует тяжелой работы, сотрудничества и терпения от всех государств".
Контакты продолжаются, несмотря на СОУП
Россия и США, а также другие ядерные державы продолжают "достаточно активные" контакты в вопросах разоружения и нераспространения ядерного оружия, несмотря на решение Москвы выйти из Соглашения об утилизации избыточного оружейного плутония (СОУП), сообщил Ульянов.
СОУП было подписано 29 августа 2000 года. Оно предусматривало пути утилизации излишков оружейного плутония в России и США, в том числе с помощью производства из него смешанного оксидного топлива, использования в энергетических ядерных реакторах, перевода в формы, непригодные для создания вооружений, а также захоронения. Предполагалось, что каждая из сторон приступит к ликвидации "рассекреченных" запасов плутония в объеме 34 тонн. Россия, в частности, перерабатывает оружейный плутоний в топливо для атомных электростанций.
"Они (контакты) достаточно активные. И двусторонние контакты, и в рамках "пятерки" (ядерных держав - РФ, Великобритания, Китай, США и Франция). Хотя они и менее продуктивные в нынешнем году, пожалуй, нежели чем в предыдущие годы", - сказал дипломат. Он отметил, что дискуссии между странами "достаточно регулярные" и ведутся "на различных уровнях", в том числе на полях проходящей в штаб-квартире ООН сессии 1-го комитета Генеральной Ассамблеи ООН.
Ульянов сообщил, что 6 числа в Нью-Йорке состоялась встреча "пятерки", на которой "впервые обсуждалась ядерная доктрина". "Три часа продолжался разговор, по-своему он оказался интересным, и у меня была возможность задать американским партнерам массу не очень приятных для них вопросов, начиная с совместных ядерных миссий НАТО, нарушающих по сути дела дух и букву Договора о нераспространении (ядерного оружия, ДНЯО), и кончая их безразмерной концепцией применения ядерного оружия во всех тех случаях, когда затрагиваются жизненно важные интересы США, а что такое жизненно важные никто не определил", - указал он.
В ООН правильно поняли решение РФ
Как заявил директор департамента МИД, на встречах 1-го комитета Генассамблеи тема выхода России из соглашения по плутонию не затрагивалась.
"Это говорит, как мне кажется, о том, что мы сумели донести до наших партнеров простую мысль, что данная проблема имеет чисто двусторонний характер и не имеет никакого отношения к международной разоруженческой повестке дня", - сказал он.
По его словам, если бы даже американцы захотели, "в ближайшие 20-30 лет, скорее всего, не смогли бы начать выполнять эту договоренность". "По крайней мере их специалисты называют такие сроки", - добавил он.
"Хорошо, что нас услышали и правильно все восприняли. Я имею в виду другие страны, помимо США", - констатировал дипломат.
Президент РФ Владимир Путин 3 октября подписал указ о выходе РФ из Соглашения об утилизации избыточного оружейного плутония (СОУП). Рассмотрение соответствующего законопроекта в комитете Госдумы по международным делам запланировано на 17 октября.
В этом документе перечисляются условия возобновления сотрудничества с США в данной сфере. Среди них - "сокращение военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территории стран-членов НАТО", "отмена закона США 2012 года (закона Магнитского)", "отмена всех санкций, введенных США в отношении отдельных субъектов РФ", "компенсация ущерба, понесенного РФ в результате введения санкций".