МОСКВА, 19 октября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин в среду посетит Берлин, где на встрече с лидерами "нормандской четверки" ему предстоит искать развязки по мирному урегулированию ситуации в Донбассе. Возможность проведения новых прямых переговоров между лидерами РФ, Германии, Франции и Украины была под вопросом буквально до последнего момента. Согласовать ее удалось лишь накануне саммита.
Москва готова к сверке часов
Еще 17 октября пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков оценивал шансы проведения берлинской встречи как небольшие. Но сутки спустя он подтвердил, что президент 19 октября посетит Берлин для участия в переговорах "нормандской четверки". По его словам, российский лидер провел несколько закрытых совещаний по подготовке к берлинскому саммиту.
Представитель Кремля констатировал, что "выйти на эту встречу" позволила работа помощников лидеров, продолжавшаяся все последние дни. "Прошел год с момента парижской встречи (лидеров РФ, ФРГ, Франции, Украины). Собственно, работа помощников как раз и показала необходимость сверки часов, что и будет сделано", - пояснил Песков.
При этом он вновь указал, что Москва по-прежнему убеждена в безальтернативности минских соглашений и в необходимости их выполнения всеми странами, которые взяли на себя обязательства. По его словам, несмотря на нежелание Киева выполнять минские договоренности, Владимир Путин сохраняет "открытость и готовность к переговорам, готовность делать все возможное и необходимое для того, чтобы продвигать минский процесс в нормандским формате.
Однако, на его взгляд, "пока говорить о каких-то конкретных договоренностях не представляется возможным". В этой связи Песков напомнил о необходимости реализации Киевом политической части минских соглашений. "Мы знаем, что здесь ситуация оставляет желать лучшего, пока ничего Киевом не выполняется", - констатировал он. При этом Кремль считает, что последние заявления Киева о необходимости "вынудить Москву выполнять минские соглашения" лишь подтверждают всю сложность ситуации перед встречей "нормандской четверки".
Сам Владимир Путин на днях заявил, что Киев, по сути, пытается переложить ответственность, чтобы самому ничего не делать для выполнения политической части минских договоренностей. Глава российского государства полагает, что "нужно идти, как минимум, параллельно, добиваясь реализации вопросов безопасности и совершая абсолютно необходимые для урегулирования в целом и на длительную перспективу шаги в политической сфере". "Без этого добиться урегулирования будет невозможно", - убежден Путин.
В этой связи он напомнил про обязательства Киева принять законы об амнистии и об особом статусе Донбасса, о внесении соответствующих изменений в конституцию страны. "Об этом мы в Минске говорили всю ночь (на переговорах "нормандской четверки" 11-12 февраля 2015 года - прим. ТАСС). Если этого не будет сделано, то значит действующие власти не готовы к решению проблем на юго-востоке своей собственной страны", - полагает Владимир Путин.
Минские соглашения
В основе мирного урегулирования конфликта в Донбассе лежит комплекс мер по выполнению минских соглашений, который был принят в феврале 2015 года после продолжавшихся более 16 часов переговоров лидеров "нормандской четверки". Этот документ предусматривает не только прекращение огня, отвод вооружений, проведение амнистии, возобновление экономических связей, но и проведение глубокой конституционной реформы на Украине, результатом которой должны стать децентрализация власти и предоставление на постоянной основе особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей.
Однако до сих пор этот план, рассчитанный изначально до конца 2015 год, остается на бумаге. Украинская сторона полностью отказалась от выполнения пункта об амнистии, продолжает экономическую блокаду Донбасса. Не выполнен ни один из пунктов политического урегулирования: не проведена конституционная реформа, не введен в действие закон об особом статусе региона, не принят закон о выборах в Донбассе.
Вместо этого украинская сторона, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности в Донбассе, настаивает на передаче ей участка границы с РФ, хотя это должно произойти, согласно тем же минским договоренностям, только после выборов в регионе.
Последний раз лидеры "нормандской четверки" в надежде подтолкнуть застопорившийся процесс мирного урегулирования собирались на саммит в октябре прошлого года в Париже. Тем не менее срок действия комплекса мер пришлось продлевать на 2016 год.
За это время позиция официального Киева не претерпела никаких изменений. Напротив, от встречи к встрече в рамках регулярно собирающейся в Минске контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе представители украинской стороны отказываются обсуждать по существу любые вопросы до тех пор, пока на территории Украины, как они утверждают, находятся "оккупационные войска".
Со своей стороны представители провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик выступают против избирательного подхода и добиваются неукоснительного соблюдения сторонами всех пунктов минских соглашений.
Российская сторона также неоднократно подчеркивала, что обеспечить требуемую Киевом безопасность в Донбассе без комплексного подхода просто невозможно и вопросы безопасности должны решаться параллельно с вопросами политического урегулирования.
План Эйро
Чтобы как-то сдвинуть ситуацию с мертвой точки в середине сентября в Киеве побывали министры иностранных дел Германии и Франции. После их встречи с главой МИД Украины французский министр иностранных дел Жан-Марк Эйро озвучил некую "дорожную карту" для активизации минского процесса.
Она предполагает, что на первом этапе в условиях полного прекращения огня в Донбассе стороны согласовывают районы отведения войск и создают три пилотные зоны безопасности. Одновременно разрабатываются проекты законов о выборах в Донбассе и об особом статусе региона.
На втором этапе Верховная рада Украины принимает законы о выборах и особом статусе. Параллельно увеличивается число зон безопасности с трех до десяти, расширяется доступ наблюдателей к территории Донбасса, создаются "продвинутые базы наблюдения" ОБСЕ.
На третьем этапе Верховная рада назначает дату проведения выборов в Донбассе, затем проводится конституционная реформа на Украине в плане децентрализации власти, осуществляется амнистия всех участников событий на востоке страны и одновременно происходит окончательное разведение войск по всей линии фронта, создаются новые пропускные пункты, освобождаются все пленные, выводятся войска и открывается доступ к границе с РФ.
На состоявшейся вслед за этим очередной встрече контактной группы в Минске, действительно, было объявлено о разведении сил и средств в первых трех зонах безопасности вдоль линии соприкосновения в Донбассе. На их создание отводилось 30 дней. В двух точках удалось осуществить развод вооруженных формирований. В третьей - в районе Станицы Луганской - было предпринято несколько попыток, но каждый раз украинские части в последний момент отказывались покидать занимаемые рубежи, ссылаясь на якобы продолжающиеся обстрелы.
Подготовка к саммиту
На этом фоне в первых числах октября дипломатические источники сообщили о начавшейся подготовке к новой встрече лидеров "нормандской четверки". Последовавшие за этим две недели изобиловали многосторонними контактами на разных уровнях. Руководители Германии, России, Франции и Украины провели несколько телефонных разговоров, их политические советники в минувшие выходные дни встречались в Минске. Все это время официальные представители сторон старались избегать резких заявлений, неизменно подчеркивая, что встреча "нормандской четверки" возможна лишь при появлении уверенности добиться на ней прогресса.
И только лишь Киев продолжал ставить условия. "Цель саммита - принять проект "дорожной карты" по имплементации минских соглашений, что должно предусматривать последовательность выполнения мер в сфере безопасности и политики с четкими гарантиями их соблюдения, - заявила пресс-служба президента Петра Порошенко. - Украина поддерживает инициативу проведения встречи лидеров Украины, Германии, Франции и России, на которой можно было бы утвердить данный документ".
Однако, как подчеркивалось в сообщении, "проведение этого мероприятия для решения только так называемых политических компонентов "Минска-2" является неприемлемым". "Какие-либо политические решения могут приниматься только после прогресса в вопросах безопасности", - настаивают в Киеве.
Сам украинский президент был еще более категоричен. "Пока не будет выполнен пакет безопасности (в рамках минских соглашений - прим. ТАСС), Украина в политическом процессе продвигаться не будет", - заявил Петр Порошенко, посещая в минувшие выходные дни подконтрольные Киеву территории Донбасса.
По его мнению, этот проект предполагает полное прекращение боевых действий, передачу неконтролируемого участка украинско-российской границы Киеву, отвод тяжелой техники и артиллерии, доступ инспекторов ОБСЕ к объектам на всей территории региона.
Этот же тезис он подтвердил накануне саммита, посещая Осло, где также заявил, что не очень оптимистичен по поводу предстоящих переговоров "нормандской четверки" в Берлине.
В Европе ждут результатов
Однако во вторник вечером глава МИД Франции Жан-Марк Эйро заявил о необходимости добиться на предстоящей встрече прогресса в начавшемся, но затем вновь остановившемся процессе разведения вооруженных сил в Донбассе. По его словам, также необходимо достижение договоренности о статусе этого региона и о согласовании графика дальнейшей работы.
"Если посмотреть на минские соглашения, то многое - от перемирия, которого в действительности нет, до застопорившегося политического процесса - находится в неудовлетворительном состоянии", - констатировал в свою очередь официальный представитель кабмина ФРГ Штеффен Зайберт.
"Но "Минск" - это единственное, что у нас есть, единственное, на что все могут опираться, и что всех направляет на путь мирного урегулирования", - подчеркнул он.