Новая Стратегия развития информационного общества: что изменилось за 10 лет
ТАСС изучил проект Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы
В среду, 10 мая, президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы. Соответствующий указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. ТАСС ознакомился с документом и сравнил его с предыдущей Стратегией, появившейся в России почти десять лет назад.
Сроки больше, задумки масштабнее
Первая Стратегия развития информационного общества РФ была утверждена на исходе второго срока Владимира Путина в феврале 2008 года (Совет безопасности одобрил ее в июле 2007 года) и действовала до 2015 года. Нынешняя Стратегия будет реализовываться в период с 2017 по 2030 год и, таким образом, охватит на шесть лет больше, чем предыдущий документ.
Согласно тексту документа, Стратегия акцентируется на вопросах развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов. Основными принципами подписанного указа являются обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора при получении данных, а также "сохранение традиционных и привычных (в отличии от цифровых)" для россиян "форм получения товаров и услуг".
Отдельное внимание в документе уделено "критической информационной инфраструктуре" России. К ней, в частности, относятся информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, которые используются государственными органами, а также в сферах обороны, здравоохранения, транспорта, связи, финансов, энергетики и в различных отраслях промышленности. Эту инфраструктуру, как отмечается в Стратегии, необходимо защищать "с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы".
Известно, что над новой Стратегией работали на протяжении всего 2016 года, подготовлена она была при участии рабочей группы помощника президента РФ Игоря Щеголева "Интернет + экономика". В документ вошли предложения, которые обсуждались на самом высоком уровне, в том числе на встречах президента РФ Владимира Путина с представителями IT-индустрии, а также положения Посланий главы государства Федеральному собранию и Доктрины информационной безопасности России. Кроме того, новая стратегия резонирует с недавним поручением премьер-министра России Дмитрия Медведева разработать к маю 2017 года программу "Цифровая экономика".
Предыдущая редакция утратила актуальность
Создатели новой Стратегии уверены: предыдущая редакция уже устарела и нуждается в переработке. По словам источника ТАСС в администрации президента России, в отличие от ранее действовавшей редакции, где в основном решались технические вопросы, позволившие, например, запустить механизм "Электронного правительства", в новом документе упор сделан на создание системы, обеспечивающей эффективную и оперативную передачу достоверной информации между элементами информационного общества — гражданами, организациями и госструктурами.
Стратегию-2017 года от Стратегии-2008 отличает то, что в новом документе пока не обозначен KPI (ключевые показатели эффективности). Согласно указу президента, правительству необходимо до 1 октября 2017 года утвердить перечень показателей реализации Стратегии, а также план ее реализации.
В документе от 2008 года эти показатели были таковы: ожидалось, что к 2015 году доля государственных услуг, доступных населению с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, будет доведена до 100%, а доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота — до 70%. Кроме того, предполагалось обеспечить 75% семей интернетом, однако и эта задача выполнены не была (судя по недавним опросам, доля активной аудитории – это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки — сейчас составляет 57% взрослых россиян).
Предыдущая Стратегия также предполагала вхождение России в двадцатку международных рейтингов в области развития информационного общества. Однако на сегодняшний день в Рейтинге развития электронного правительства ООН (E-government Development Rank) Россия занимает 35-е место, в Индексе развития ИКТ (ICT Development Index — IDI) — 45-е место, в Индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index — NRI) — 41-е место. В новой Стратегии вопрос рейтингов не поднимается.
Новые цели, старые приоритеты
В качестве главной цели указано создание в России "общества знаний", то есть такого общества, "в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ".
Предыдущая Стратегия своей первостепенной целью ставила повышение качества жизни (в частности, образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения) на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Впрочем, эти же задачи нашли отражение и в новой Стратегии — для их выполнения предлагается создать новую технологическую основу в экономике и социальной сфере.
Такие приоритеты, как обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, перекочевали из старой Стратегии в новую практически без изменений. Стратегия-2008 предполагала обеспечение 100%-го уровня доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг и технологий на всей территории страны, в новой Стратегии эта цель дополняется задачами по "интенсификации использования самих технологий".
Цифровая экономика без дискриминации
В новом документе подчеркивается, что для нового этапа развития страны характерно возникновение цифровой экономики, ключевыми факторами производства в которой являются данные, представленные в цифровом виде. Технологии обработки таких данных становятся главными способами повышения эффективности современной экономики. "Такие технологии, как и зарождающаяся цифровая экономика, используются активно в России, но основаны на зарубежных разработках, — говорится в Стратегии — [Это] усложняет решение задач защиты граждан и обеспечения информационной независимости государства".
Для решения данных проблем документ предлагает приоритетный сценарий развития информационного общества в России, который заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в сфере IT. Российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство — обеспечивать и защищать их интересы. В свою очередь, граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов и товаров и иметь к ним недискриминационный доступ (то есть независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги).
Предыдущая Стратегия также предполагала создание выгодных условий для развития "конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий", причем к 2015 году доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка IT должна была составить более 50% (в действительности отечественная IT-отрасль удовлетворяет потребности российского рынка только на четверть). Обе стратегии подразумевают привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности.
Традиционные ценности и импортозамещение
К числу принципов, на которых основана новая Стратегия, в частности, относится приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на них социальных норм при использовании технологий. Для этого в России должна быть сформирована безопасная информационная среда на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Предыдущая Стратегия также акцентировала внимание на традиционных ценностях, хоть и с другой формулировкой ("пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа").
Как следует из положений Стратегии, государство должно обеспечить формирование национальной электронной библиотеки и иных государственных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ. Кроме того, необходимо "создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов".
В соответствии с новой Стратегией, компании, оказывающие услуги на территории России, должны создавать свои российские представительства в партнерстве с крупными отечественными организациями на паритетных условиях. При этом какое-либо сотрудничество в электронной сфере с иностранными компаниями предполагает хранение информации обо всех операциях и обработку данных исключительно на серверах, расположенных в России. Расчеты между сторонами должны осуществляться только через российскую платежную систему. Ничего подобного в предыдущей Стратегии прописано не было.
Наконец, в новом документе появляется приоритет на замещение импортного оборудования программного обеспечения и электронной компонентной базы, когда как в старом документе говорилось лишь о "стимулировании создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования". В Стратегии-2017 также говорится о поддержке экспорта российских информационных технологий за рубеж и поддержке уже существующих отечественных компаний в области IT.
Защита от врагов
Для предотвращения подмены, искажения или блокирования информации новая Стратегия предполагает использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при взаимодействии органов власти между собой, а также с гражданами и организациями. Предполагается, что для предоставления безопасных услуг и программного обеспечения в отечественных информационных и коммуникационных технологиях будут использоваться встроенные средств защиты информации.
Еще одна "новинка" — намерение государства развивать механизмы блокировки и удаления запрещенной информации, а также интернет-ресурсов, нарушающих российское законодательство. Отдельным пунктом прописано "осуществление противодействия использованию интернета в военных целях", чего также не было в предыдущей Стратегии. Кроме того, в новом документе определяется вектор на правовое регулирование деятельности соцсетей, мессенджеров, интернет-телевидения и СМИ.
Президентский указ, состоящий из 29 страниц, вступил в силу с момента подписания. В шестимесячный срок правительство РФ должно обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в соответствии с новой Стратегией.
Артур Громов