МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Новая редакция Стратегии развития информационного общества в РФ, которая будет реализовываться в 2017-2030 годы, акцентируется на создании цифровой экономики и укреплении интеллектуального суверенитета РФ.
"В отличие от других схожих документов, акцент в новой Стратегии сделан не столько на вопросах безопасности, сколько на создании цифровой экономики и укреплении интеллектуального суверенитета РФ", - сообщил источник в администрации президента России.
Приоритетный сценарий
Во вторник Совет безопасности РФ опубликовал на своем сайте для общественного обсуждения проект стратегии. По словам источника, в отличие от ранее действовавшей редакции, где в основном решались технические вопросы, позволившие, например, запустить механизм "Электронного правительства", в новом документе упор сделан на создание системы, обеспечивающей эффективную и оперативную передачу достоверной информации между элементами информационного общества - гражданами, организациями и госструктурами.
Как отмечается в самом документе, он является "основой для определения целей, задач и мер внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий для развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, определенных Стратегией национальной безопасности РФ".
В документе подчеркивается, что для нового этапа развития страны характерно возникновение цифровой экономики, ключевыми факторами производства в которой являются данные, представленные в цифровом виде. Технологии обработки таких данных становятся главными способами повышения эффективности современной экономики. "Такие технологии, как и зарождающаяся цифровая экономика, используются активно в России, но основаны на зарубежных разработках", - констатируется в стратегии. Это, в свою очередь, усложняет решение задач защиты граждан и обеспечения информационной независимости государства.
Для решения этих проблем документ предлагает приоритетный сценарий, который заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в этой сфере. Граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов, однако у них должна быть возможность недискриминационного выбора: человек, который по тем или иным причинам хочет пользоваться прежними инструментами, должен иметь такую возможность. Согласно приоритетному сценарию, российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство - обеспечивать и защищать их интересы.
Такие новые технологии должны быть востребованы и за рубежом.
Защита граждан и импортозамещение
К числу принципов, на которых основана стратегия, в частности, соблюдение прав и свобод человека при доступе к информации, свобода выбора средств получения знаний, сохранение традиционных форм получения товаров и услуг, приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на них социальных норм при использовании технологий, обеспечение законности распространения информации, а также обеспечение госзащиты граждан в информационном пространстве.
Что касается мер поддержки информационной инфраструктуры, то среди них названы борьба с подменой, искажением, блокированием и иными манипуляциями с информацией, использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования данных при электронном взаимодействии органов власти с гражданами и организациями, замещение импортного оборудования и программного обеспечения на российское.
Основными направлениями развития российских информационных и коммуникационных технологий в стратегии названы создание сетей связи нового поколения, развитие искусственного интеллекта, технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере, "облачные" и "туманные" вычисления, "интернет вещей" и "индустриальный интернет", робототехника и биотехнологии, радиотехника и электронная компонентная база.
Стратегия подчеркивает необходимость поддержки российских ITкомпаний, которые выходят на зарубежные рынки, защиты от несанкционированной и незаконной передачи данных иностранным компаниям, таможенного контроля товаров, заказанных через интернет. Также отмечается, что продукция и услуги, поставляемые из-за рубежа, в том числе через интернет, должны проходить сертификацию и лицензирование в РФ, если таковое необходимо по российскому законодательству.
В документе подчеркивается, что к нарушителям российского законодательства в этой сфере могут применяться санкции в виде ограничения доступа или блокировки ресурсов. Иностранные компании, оказывающие услуги в РФ, должны создавать свои представительства в России "в партнерстве с крупными российскими организациями на паритетных условиях". Сотрудничество с иностранными компаниями в области цифровой экономики должно вестись в условиях хранения информации обо всех операциях и при условии обработки данных исключительно на серверах и в базах данных, расположенных в РФ. Расчеты между сторонами при этом должны вестись через российскую платежную систему.