Путин назвал "блефом" попытки Польши возложить ответственность на РФ за крушение Ту-154
Самолет Ту-154, следовавший из Варшавы в Смоленск, разбился при заходе на посадку 10 апреля 2010 года, на его борту находились президент Польши Лех Качиньский
МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Очередные попытки Польши возложить ответственность за гибель самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского на Россию - блеф и несуразица, заявил президент России Владимир Путин в четверг ходе большой пресс-конференции.
"Мы устали от подобного блефа, уже просто устали. Чушь какая-то, несете какую-то несуразицу", - сказал Путин, отвечая на вопрос польского журналиста.
Путин категорически опроверг информацию о взрыве на борту самолета. "Не было никаких взрывов. Это все изучено экспертами и с польской стороны, и с российской. Внимательным самым образом изучено все происходившее внутри самолета", - отметил он.
В кабину вошел некто, напомнил президент, ему сказали, что садиться нельзя, однако некто настоял на посадке, сказав, что пойдет доложит. "Вот сели", - сказал президент.
При этом он заметил, что самолет взлетал из Варшавы, а не из Москвы. "Если на борту были взрывы, значит, их там и заложили. Пробрались российские агенты и положили взрывчатку, что ли? Ищите у себя тогда", - добавил он.
Президент подчеркнул, что эту катастрофу Россия переживает вместе с Польшей. "Не нужно ничего придумывать, если есть проблема и трагедия, надо относиться к этому как к трагедии и не строить здесь каких-то политических домыслов. Вы хотите просто дополнительно осложнить российско-польские отношения? Ради того, чтобы поднять какие-то внутри рейтинги?" - сказал президент.
Крушение и его расследование
10 апреля 2010 года в результате катастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров, находившихся на борту, в том числе глава республики Лех Качиньский. В 2011 году польская правительственная комиссия по расследованию авиационных происшествий под руководством Ежи Миллера сочла, что причиной произошедшего было "снижение (самолета) ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг". В докладе комиссии, представленном спустя 15 месяцев после трагедии, среди причин упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.
С этими выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость". После прихода к власти по итогам очередных парламентских выборов в октябре 2015 года ее представители начали процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав обновленную подкомиссию по расследованию авиационных происшествий.
Версия о взрыве
Эта подкомиссия, подводя в апреле текущего года итоги своей работы, уже утверждала, что на борту самолета произошел взрыв. Ранее никакие экспертизы и исследования не подтвердили гипотезу о вероятности взрыва на борту Ту-154М, о чем неоднократно заявляла в том числе польская прокуратура.
Бывший глава правительственной комиссии по расследованию авиапроисшествий Мачей Ласек, участвовавший в 2010-2011 годах в выяснении причин трагедии, назвал версию о взрыве пропагандой и "фантазией людей, которые никогда не расследовали авиационных инцидентов".
"Фантазиями без каких-либо доказательств" назвал версию о взрыве на борту Ту-154М и польский астрофизик Павел Артымович, по его словам, "настоящие эксперты уже выяснили, что никакого взрыва не было".
Перевернуть негативные страницы
Глава государства также призвал польские власти перевернуть негативные страницы российско-польских отношений.
"Мне кажется, что российско-польские отношения уже важнее, чем просто текущая внутриполитическая борьба в Польше между различными силами, которые используют какой-то антироссийский фронт, - сказал президент в четверг на большой пресс-конференции. - Ну повзрослейте уже, переверните страницу, станьте зрелыми, отвечающими интересам польской нации и польского народа".