18 января 2019, 12:17,
обновлено 18 января 2019, 12:37
Выход США и России из ДРСМД

Лавров: США не представили доказательств нарушения Россией ДРСМД при тестах ракеты 9М729

Глава российского внешнеполитического ведомства также подчеркнул, что Москва выступает за полную транспарентность в отношении соблюдения документа обеими сторонами

МОСКВА, 18 января. /ТАСС/. США не предоставили никаких доказательств, что ракета 9М729 была испытана на запрещенное Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) расстояние. Об этом заявил в пятницу министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с немецким коллегой Хайко Маасом.

"Наши коллеги [США] говорят о том, что важно оперировать фактами, ровно это мы не первый год предлагаем делать американцам, - отметил он. - Долгое время они просто обвиняли нас в нарушении ДРСМД, не объясняя, в чем нарушение состояло. Мы буквально клещами из них выжали название ракеты и сразу им сказали, что, да, эта ракета есть и была испытана. Что вас не устраивает?"

"Мы объяснили США, что испытания [ракеты 9М729] были на разрешенную документом дальность. Попросили предоставить какие-то более конкретные доказательства, - продолжил Лавров. - Если они убеждены, что дальность нарушена, может быть, у них есть спутниковые снимки или что-то еще. Ничего нам этого не было предоставлено".

Москва выступает "за полную транспарентность в отношении соблюдения документа Россией и США", подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства. "Ровно об этом хотели говорить 15 января на консультациях в Женеве, но нам было достаточно грубо отказано, - обратил внимание Лавров. - Выдвинут ультиматум, что только мы сами можем это решить, поскольку надо всего-то уничтожить все ракеты, пусковые установки и связанное с ними оборудование, а также обеспечить регулярный - раз в три месяца - приезд американских контролеров".

"Это было изначально задумано, чтобы создать предлог для их выхода из договора, - отметил Лавров. - Еще в октября в ходе официальных контактов по вопросам разоружения США сказали, что решение окончательное и бесповоротное, и заявление о выходе не является приглашением к диалогу".

Реакция России

Практические действия России в случае окончательного выхода Вашингтона из ДРСМД будут зависеть от того, что дальше предпримут США и другие страны в области создания соответствующих вооружений, заявил Лавров.

"Практические действия [РФ] в случае развала этого документа будут зависеть от того, как поведут [себя] другие страны, которые уже располагают таким оружием, как поведут себя США, которые уже начали работу над созданием ракет средней и меньшей дальности", - подчеркнул министр.

"Они абсолютно легитимны и легальны. У нас нет нужды создавать тайком вариант ракеты наземного базирования. Это было бы просто нерационально. Мы готовы к конкретному разговору", - продолжил глава МИД РФ.

Последствия нарушений

По словам министра, судьбы всех договоров в сфере контроля над вооружениями составляли многие годы основу поддержания стратегической стабильности в мире. "Вслед за договором о противоракетной обороне (ПРО) США делают очередной односторонний шаг, разрушая эти договоренности", - сказал он.

"Россия понимает озабоченности Европы в этом вопросе, - продолжил глава МИД РФ. - Через два года истекает договор о стратегических наступательных вооружениях, а в 2020 году должна состояться обзорная конференция договора о нераспространении ядерного оружия, в рамках которого растет серьезнейшее недовольство неспособностью Запада выполнять то, о чем договаривались в 90-е годы, а именно - о начале переговоров по созданию на Ближнем Востоке зоны свободной от оружия массового уничтожения".

По словам Лаврова, Россия в настоящее время вместе с арабскими странами и прежде всего Египтом пытается "спасти ситуацию и не допустить, чтобы в очередной раз провал начала таких переговоров был бы использован теми, кто хочет этот договор о нераспространении разрушать".

Глава МИД РФ отметил, что Москва поддерживает позицию Берлина, которая заключается в том, что "необходимо коллективно думать, как дальше обеспечивать нормы поведения в сфере ядерных вооружений и стратегической стабильности в целом". "Мы будем готовы к такой работе", - заключил глава МИД РФ.