Сенатор Алексей Пушков заявил, что у РФ есть "полное право эти выборы не признать"

REUTERS/ Vasily Fedosenko

Решение властей Украины не допускать российских наблюдателей на выборы главы украинского государства, которые состоятся в конце марта, не стало большой неожиданностью и не вызвало большого международного скандала. Разумеется, представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выразили по этому поводу приличествующие случаю сожаления и даже разочарование, но затем довольно быстро признали, что Украина в своем праве решать: кого ей пускать, а кого нет.

Правда, вслед за этим стали высказываться опасения другого рода: мол, Россия, обидевшись, может сделать ход конем и отказаться признавать результаты президентских выборов на Украине. Впрочем, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков такую перспективу отклонил.

Напротив, сенатор Алексей Пушков заметил, что у России есть "полное право эти выборы не признать". Да и в министерстве иностранных дел РФ указали, что отсутствие российских наблюдателей наряду с тем, что возможности проголосовать будут фактически лишены миллионы украинцев, временно находящихся на территории России, "ставит под сомнение прозрачность и объективность итогов" предстоящих выборов.

Это позволяет предположить, что на самом деле такая опция, как непризнание результатов выборов президента Украины, у Москвы все же имеется, хотя бы просто про запас. Тем более что Запад такую опцию использует, что называется, без зазрения совести.

Приказано не пропускать

О нежелании видеть у себя российских наблюдателей власти Украины заговорили сразу же после начала предвыборной кампании. В самом начале января министр иностранных дел Украины Павел Климкин направил в адрес директора Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир официальное письмо, в котором уведомил о твердом намерении Киева закрыть доступ российским наблюдателям.

Вслед за этим в Верховную раду был внесен законопроект, запрещающий гражданам России быть наблюдателями на любых украинских выборах - от президентских до муниципальных. В тексте документа указывалось, что наблюдателем не может быть "лицо, являющееся гражданином или подданным государства, признанного Верховной радой государством-агрессором или государством-оккупантом", а также "лицо, которое было предложено [в качестве наблюдателя] государством, которое Верховная рада признала государством-агрессором или государством-оккупантом".

Затем вступил в дело действующий глава государства Петр Порошенко, который намерен баллотироваться на второй срок и сильно озабочен тем, как бы поднять свой весьма низкий рейтинг. Не дожидаясь, пока закон будет принят, он решил перехватить инициативу и объявил, что "как главнокомандующий даст приказ не пропускать" на территорию Украины российских граждан, включенных в состав миссии наблюдателей ОБСЕ.

Выразили сожаление, но смирились

Еще до рассмотрения законопроекта в Верховной раде глава наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ Питер Тейлор отметил, что намерение Киева не допускать наблюдателей из России "не отвечает принципам и подходам ОБСЕ относительно формирования миссии по выборам".

Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер настоятельно порекомендовал Киеву разрешить гражданам РФ быть наблюдателями: "Все в порядке, если российские наблюдатели будут участвовать, но под эгидой БДИПЧ". Естественно, Волкера заботило не столько само по себе участие российских граждан в составе миссии ОБСЕ, сколько необходимость придания выборам хотя бы внешней легитимности, на что он прямо указал: "Украина нуждается в наблюдателях БДИПЧ, чтобы доказать, что она придерживается демократических стандартов. В ином случае люди могут поставить выборы под сомнение".

Но украинские политики решили пренебречь даже рекомендацией американского куратора. Закон был принят, после чего директору БДИПЧ ОБСЕ осталось лишь выразить "глубокое разочарование".

"Решение отказать в аккредитации гражданам одного государства беспрецедентно и противоречит обязательствам всех государств-участников приглашать наблюдателей из любых других стран ОБСЕ", - отметила Гисладоттир.

Сожаление по поводу решения Киева выразил также действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак, который призвал власти Украины "продолжить поиски возможных решений, чтобы бы провести аккредитацию всех наблюдателей БДИПЧ на выборах".

В ответ из Киева заявили, что принятый закон ничуть не противоречит международным обязательствам Украины в части организации наблюдательных миссий. С чем согласился и пресс-секретарь БДИПЧ Томас Раймер: "Соглашения, которые были достигнуты государствами-участниками, носят обязывающий характер с точки зрения политики, а не закона. Поэтому у ОБСЕ нет никакого механизма, чтобы изменить это".

"Международное право таково, что если украинские власти не дают им [российским наблюдателям] и запрещают въезд, мы ничего не можем сделать", - добавил Раймер.

Таким образом, в ОБСЕ ясно дали понять, что не станут ломать копья и выкручивать украинским властям руки из-за российских наблюдателей. Судя по всему, в Киеве это заранее понимали, потому и действовали так уверенно и даже нагло, не опасаясь каких-либо санкций.

Вопрос открыт

Как заявил пресс-секретарь БДИПЧ в понедельник, вопрос об участии российских наблюдателей более не рассматривается, поскольку власти Украины отказали им в аккредитации, а Россия в результате решила их не направлять. "Таким образом, их не будет в составе миссии БДИПЧ ОБСЕ", - констатировал Раймер.

Но если вопрос о российских наблюдателях закрыт, то вопрос об отношении России к выборам президента Украины, напротив, остается открытым. Как отметил пресс-секретарь президента РФ, дискриминационные меры в отношении российских наблюдателей "совершенно естественно образом приведут к понижению уровня легитимности проводимых выборов".

При этом Песков отметил, что само по себе отсутствие наблюдателей из РФ не будет означать, что Россия не признает выборы. "Нет, это не означает, что Россия может не признать", - сказал он.

Впрочем, помимо отсутствия российских наблюдателей, для непризнания результатов выборов могут найтись и другие причины, и их, по замечанию сенатора Пушкова, "будет достаточно". В МИД России одной из таких причин назвали решение Киева не открывать на территории РФ избирательные участки для голосования на выборах президента Украины. На практике это решение означает, что несколько миллионов украинцев, проживающих либо работающих в России, фактически оказываются лишены одного из главных конституционных прав. И это уже само по себе серьезное основание для того, чтобы сомневаться в законности выборов.

Кроме того, сами украинские эксперты уже сейчас фиксируют разнообразные нарушения в ходе предвыборной кампании, в том числе попытки массовой скупки голосов, использование административного ресурса и нарушения правил ведения агитации. Высказываются небезосновательные опасения насчет того, что по мере приближения дня голосования количество нарушений будет только нарастать. Хотя в итоге БДИПЧ ОБСЕ, скорее всего, признает выборы состоявшимися, указав при этом на "отдельные нарушения".

Хотя были и другие прецеденты: в 2004 году страны ЕС и США отказались признавать результаты второго тура президентских выборов на Украине, в котором победил Виктор Янукович. Но имеется и гораздо более свежий пример: непризнание итогов президентских выборов в Венесуэле и требование провести новое голосование. Россия к подобным приемчикам обычно не прибегала, вряд ли воспользуется им и на сей раз. Впрочем, все будет зависеть от масштабов фальсификаций. А в том, что они будут, не сомневается, похоже, никто.

Андрей Низамутдинов