10 июля 2019, 17:48,
обновлено 10 июля 2019, 18:57

Рябков рассказал о темах, которые обсудил с замгоссекретаря США

Замглавы МИД РФ также отметил, что вопрос обмена подозреваемого в шпионаже американца Пола Уилана не поднимался

ХЕЛЬСИНКИ, 10 июля. /ТАСС/. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков сообщил, что на консультациях с замгоссекретаря США по политическим делам Дэвидом Хейлом обсуждались вопросы, которые осложняют отношения Москвы и Вашингтона.

"Прошло [обсуждение] интенсивно, очень динамично, сфокусировано на вопросах, которые осложняют наши отношения давно и очень серьезно", - сказал дипломат. "В принципе, задача состояла в том, чтобы посмотреть, как диалог, который все-таки у нас идет по некоторым, в том числе крупным, сюжетам, влияет на общую ситуацию в преломлении к российско-американским отношениям и можно ли нащупать дополнительные ресурсы, которые позволили бы ситуацию стабилизировать и начать выправлять нынешнее в целом достаточно сложное и запутанное состояние этих отношений", - подчеркнул Рябков.

Он сообщил, что Москва и Вашингтон не продвинулись в решении вопроса захваченной в США российской госсобственности, но диалог продолжается. "Мы не имеем оснований говорить о том, что появляются какие-то перспективы и возможности для прогресса сейчас. Но, по крайней мере, эти темы закреплены в повестке диалога. Мы будем продолжать по ним работать и примерно представляем, в каком направлении двигаться", - сказал он.

Помимо этого, встреча с Хейлом подтвердила разногласия Москвы и Вашингтона по ряду вопросов, в том числе по Ирану и Венесуэле. "Сирия, денуклеаризация Корейского полуострова, Афганистан, контртерроризм отрабатываются в профильных форматах, причем в некоторых случаях эта работа носит многослойный, многокомпонентный характер. Но по другим направлениям у нас очень резкие расхождения с США, что сегодняшние консультации подтвердили. В особенности это касается Ирана <...> в особенности это касается Венесуэлы", - подчеркнул дипломат.

"В особенности это касается Ирана и всего, что связано с нынешней обстановкой вокруг этой страны и в регионе, - пояснил Рябков. - В особенности это касается Венесуэлы, где у нас состоялся очень нелицеприятный обмен мнениями с господином Хейлом. И продолжающиеся американские обвинения в так называемом российском вмешательстве во внутренние дела США остаются в разряде крайне проблемных аспектов, где не получается найти точки соприкосновения".

О Поле Уилане

Замглавы МИД РФ также отметил, что вопрос подозреваемого в шпионаже в России американца Пола Уилана не поднимался. 

"У нас нет ничего нового или дополнительного по тому, что говорилось американцам неоднократно, а именно: все идет в соответствии с нашими процессуальными нормами, - сказал Рябков. - Следствие не закончено. Когда надлежащие мероприятия в этой части будут выполнены, тогда дело будет уже решаться судом".

"Никаких обсуждений гипотетических обменов, разменов, в том числе применительно к Полу Уилану, мы сегодня не вели, - сказал Рябков. - Мы обозначили, что готовы к обмену теми лицами, которые отбывают наказание в США и России. Но господин Уилан в этот перечень не попадает, потому что ему еще не вынесен приговор".

Ранее Рябков заявлял, что Москва призывает Вашингтон произвести обмен заключенными, включая российского летчика Константина Ярошенко, не дожидаясь вынесения приговора Уилану.

О Венесуэле 

Рябков заявил на встрече с замгоссекретаря США, что у России нет военного интереса в Венесуэле. "У нас нет в Венесуэле никаких воинских контингентов. У нас нет в Венесуэле никаких ресурсов в этой сфере, которые могли бы рассматриваться кем бы то ни было, будь то США или соседи Венесуэлы, в качестве дестабилизирующего фактора. Все, что там осуществляется, делается в рамках обслуживания техники, которая поставлена туда по ранее заключенным контрактам", - сообщил он.

Рябков пояснил, что периодически возникает необходимость направлять в Венесуэлу специалистов-техников. "Отслеживать и, что называется, отчитываться о том, кто там есть и кого там нет, просто неправильно. Идет обычная работа, и американцы должны понимать, что нам понятно их стремление раздуть этот факт в политических целях, преподнести в качестве одного из предлогов для продолжения нажимной и жесткой линии применительно к [президенту Венесуэлы] Николасу Мадуро", - заключил замглавы МИД РФ.

Россия не считает, что в запланированных на 24 июля военных учениях в Венесуэле есть скрытый подтекст или какой-то сигнал. "Отработка слаженности действий вооруженных сил в любых ситуациях - это неотъемлемый элемент военной организации в любой стране, поэтому говорить о том, что здесь есть некий подтекст или какой-то сигнал, я бы не стал, - отметил Рябков. - Все в рамках той универсальной практики, которая осуществляется в любой стране. Те задачи, которые поставил верховный главнокомандующий [Венесуэлы президент Николас Мадуро] перед вооруженными силами, в данной связи будут отработаны, другого в этом мы ничего не видим".

5 июля Мадуро сообщил о подготовке к проведению 24 июля в Венесуэле военных учений. По его словам, целью "военно-гражданских учений" является в том числе отработка плана действий "по защите морского пространства и рек". Последние крупные военные маневры прошли в Венесуэле в феврале этого года.

Новый раунд переговоров на Барбадосе между представителями Мадуро и оппозицией важен для урегулирования ситуаци, также отметил Рябков. "Мы считаем важными усилия, которые предпринимает в том числе норвежская сторона, способствуя переговорам, консультациям между правительством и оппозицией. Новый, очередной раунд, который, как мы понимаем, идет сейчас на Барбадосе, - это тоже серьезный вклад в общие усилия по нормализации обстановки", - сказал он.

"Позиция США на эту тему, как я понимаю, содержит ряд моментов, существенно отличающихся от нашего подхода, но не мое дело давать характеристику американской линии. Для нас важно, что процесс не затухает, он продолжается, идет поиск общих решений", - продолжил Рябков. По его словам, США, несомненно, сыграли определенную роль, пытаясь организовать государственный переворот в Венесуэле. "Мы не скрываем неприятие такого рода методов, об этом тоже шла речь", - добавил высокопоставленный дипломат.

Тема Арктики 

Стороны во время консультаций обозначили направления для более глубокого обсуждения арктической тематики. "Сам факт того, что встреча прошла в Хельсинки, подтолкнул нас к обсуждению арктических дел. Это тоже направление, где, скорее, позитивно настроены обе стороны. Мы наметили определенные возможные области для дальнейшего углубленного обсуждения", - сказал Рябков.

"По причине обстоятельств, к Арктике никакого отношения не имеющих, последние годы здесь тоже наблюдался в российско-американском диалоге некий застой. Теперь это надо преодолевать. Важно, что с американской стороны мы почувствовали интерес", - добавил Рябков.