МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. Смена руководства ЕС после выборов дает возможность для перезапуска отношений с Россией. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в статье "Соседи по Европе. Россия - ЕС: тридцать лет отношений", опубликованной в среду в "Российской газете".
"Начало очередного институционального цикла в ЕС объективно открывает возможность для "нового старта" в наших отношениях", - констатировал министр. По его словам, это повод для серьезных раздумий о том, "кто мы друг для друга в стремительно меняющемся мире".
Как сообщил министр, уже состоялись контакты с новым руководством Европейского союза, а динамика двусторонних отношений с большинством государств объединения активизировалась.
Он выразил надежду на то, что руководство ЕС будет опираться на заветы великих европейских политиков, в частности, Шарля де Голля и Гельмута Коля, мысливших категориями "общеевропейского дома". По мнению Лаврова, искусственные ограничения сотрудничества в угоду чьим-то геополитическим интересам ослабляют экономические позиции Европы, а не решают проблемы.
Глава российского внешнеполитического ведомства напомнил, что Россия и Евросоюз остаются крупнейшими торговыми партнерами и соседями, которые способны нести ответственность за безопасность и стабильность в Евразии.
Если бы не "ангажированная позиция ЕС в контексте украинских событий", товарооборот между РФ и ЕС мог бы достичь к настоящему времени отметки в $0,5 трлн, считает министр.
Россия - часть Европы
Дипломат отметил, что Россия относится к цивилизационному европейскому пространству, но при этом ей присуща самобытность.
"Географически, исторически, экономически, культурно Россия была, есть и будет неотъемлемой частью Европы, - подчеркнул Лавров. - Обладая самобытной идентичностью, которой по праву гордимся, мы - часть европейского цивилизационного пространства".
Эта самобытность, по словам дипломата, формировалась и под влиянием передовых европейских идей. Современная европейская культура при этом точно так же "была бы немыслима без взаимообогащения с Россией", отметил Лавров.
Министр при этом указал на то, что в отношении с Брюсселем Москва часто сталкивается с универсализацией норм ЕС и попытками применить их к другим странам.
"Проще говоря - встать в фарватер и идти "правильным" курсом, а также безоговорочно принять трактовку "общих ценностей", зачастую формировавшихся вразрез с европейской цивилизационной традицией, основанной на христианстве", - продолжил Лавров. Партнеры в Брюсселе "стали стыдливо умалчивать", что разрабатываемая концепция четырех общих пространств Россия - ЕС опиралась на обоюдное понимание опасности и контрпродуктивности попыток ставить общих соседей перед выбором, Евросоюз или РФ, констатировал он.
Глава МИД РФ также заявил, что тревожным знаком в отношениях ЕС с РФ стал запуск программы "Восточное партнерство", которая была направлена на то, что оторвать от Москвы ее ближайших соседей. Это, по мнению Лаврова, указало на неготовность Евросоюза к равноправным отношениям с Россией.
Один из центров многополярного мира
Лавров отметил, что Россия считает Европейский союз одним из центров многополярного мира. "Нацелены на развитие отношений с ним в русле выдвинутой президентом Владимиром Путиным концепции формирования Большого евразийского партнерства от Атлантики до Тихого океана с участием государств Евразийского экономического союза, ШОС, АСЕАН и всех других стран континента", - добавил он.
Сотрудничество по линии Евросоюз - ЕАЭС может стать экономической основой подключения членов ЕС к такому партнерству, считает дипломат. "Сопряжение потенциалов двух крупных региональных рынков, гармонизация их торгово-инвестиционных режимов будет способствовать усилению позиций всех участников мировой торговли", - полагает Лавров. Это, в свою очередь, по его мнению, позволит избежать ситуаций, когда "общие соседи" вновь искусственно окажутся перед "примитивным выбором: либо с ЕС, либо с Россией".
Лавров напомнил, что в АТР сформировались новые центры экономической, финансовой, военной и технологической силы. Это учитывается при выстраивании внешней политики, отметил он."Новые реалии не только несут в себе дополнительные трансграничные вызовы, но и открывают возможности черпать ресурсы для собственного развития там, куда мы прежде даже не пытались обратить взгляд", - подчеркнул глава МИД РФ.
Министр указал на то, что в условиях непростой ситуации в мире важно обеспечить верховенство международного права и "не пытаться подменить его изобретенным на Западе под свои интересы "порядком, основанным на правилах". И только тогда можно будет обеспечить эффективность многосторонних усилий, добавил глава МИД.
Необходимость широкого сотрудничества
По словам Лаврова, основатели диалога между Россией и Евросоюзом осознавали, что сторонам необходимо широкое сотрудничество.
"Основатели партнерства Россия - ЕС понимали, что стереть многовековые разделительные линии на нашем континенте невозможно без создания в Европе широкого поля сотрудничества. С обеих сторон был настрой сделать его взаимовыгодным, долгосрочным, устойчивым к экономическим и политическим колебаниям", - подчеркнул Лавров.
30 лет назад СССР подписал соглашение об экономическом сотрудничестве с Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии. "Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства - продолжателя СССР с Европейским союзом", - отметил глава МИД РФ.
Он обратил внимание, что последующие после подписания соглашения годы были отмечены кропотливой работой над созданием многоуровневой архитектуры взаимодействия между Россией и ЕС. В ходе саммита в Санкт-Петербурге в мае 2003 года стороны договорились о выстраивании стратегического партнерства на основе создания четырех общих пространств (безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования и экономического).
"Мы сообща работали над долгосрочными проектами, которые, будь они доведены до логического завершения, принесли бы ощутимые дивиденды всем жителям нашего общего континента", - указал он. По словам Лаврова, речь шла, в частности, об облегчении условий взаимных поездок граждан России и стран ЕС, скоординированном урегулировании региональных кризисов и конфликтов, налаживании тесного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с угрозами терроризма и оргпреступности, а также о формировании энергетического союза.
Однако обеспечить устойчивость заявленного партнерства не удалось, добавил Лавров.