16 января 2020, 15:23,
обновлено 16 января 2020, 16:26

Путин не исключил возможность обсуждения дополнительных поправок в Конституцию

Задача рабочей группы состоит в том, чтобы собрать предложения, предметно обсудить их, в том числе с представителями общественности, уточнил сенатор Андрей Клишас

МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин в ходе встречи с рабочей группой по подготовке изменений в Конституцию не исключил, что в рамках ее работы могут быть предложены и другие поправки, помимо ранее озвученных им в послании Федеральному собранию. Об этом сообщил ТАСС в четверг глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, сопредседатель рабочей группы Андрей Клишас.

"Я думаю, что текстуально оформить те предложения, которые уже сформулированы президентом в послании Федеральному собранию, мы сможем в самое ближайшее время. Но президент не исключил, что могут быть какие-то дополнительные предложения. Задача рабочей группы - собрать эти предложения, оценить их, предметно обсудить, в том числе с представителями общественности", - сказал Клишас по итогам заседания рабочей группы.

Он добавил, что о результатах этой работы члены рабочей группы доложат президенту. "И мы будем совместно принимать решение, какие предложения выносить на обсуждение граждан и что будет внесено непосредственного в парламент для принятия соответствующего закона", - сказал сенатор.

По его словам, есть договоренность о том, что рабочая группа будет активно привлекать научные учреждения и экспертное сообщество. "Президент особо подчеркнул, что недостаточно просто работы юристов над такой задачей, как внесение изменений в Конституцию. Важен политический опыт, жизненный опыт, поэтому у нас много представителей общественности, которые должны внести свой значимый вклад в подготовку соответствующих поправок", - подчеркнул Клишас.

Парламентарий отметил, что следующее заседание рабочей группы пройдет в 17 января, в дальнейшем ее представители будут собираться по мере необходимости.

"Собираться группа будет по мере необходимости, исходя из объема предложений, которые будут поступать. Мы будем работать плотно. Что касается сроков, президент сказал, что это работа не на годы, она будет вестись в ближайшие месяцы", - сказал глава комитета СФ.

Клишас уточнил, что дату общероссийского голосования по поправкам в Конституцию определят после того, как будет подготовлен текст соответствующего законопроекта. "Когда текст законопроекта будет готов, тогда мы сможем определить дату этого голосования. У нас будет текст о том, какие поправки вносятся. Именно этот текст мы будем предлагать людям оценить, согласиться с ним или не согласиться", - сказал он.

Он добавил, что процедуру голосования по поручению президента определит рабочая группа. "Пока рано об этом говорить", - отметил парламентарий.

Международные соглашения

Повсеместного пересмотра международных соглашений после внесений изменений о приоритете Конституции РФ в российском правовом пространстве не будет, Россия продолжит выполнять все свои международные обязательства, добавил Клишас.

"Массового пересмотра международных соглашений после внесения поправок в Конституцию РФ о верховенстве Основного закона страны не будет. Только если кто-то посчитает, что те или иные положения нарушают его конституционные права, тогда этот человек сможет обратиться в Конституционный суд, который и примет решение", - рассказал глава комитета СФ.

"Один из блоков выступления президента на рабочей группе касался именно обеспечения суверенитета и верховенства Конституции на всей территории России. Еще раз было подчеркнуто, что Россия обладает суверенитетом, и как страна, которая соблюдает все международные соглашения, Россия и дальше будет действовать, исходя из того, что мы все принятые на себя международные обязательства будем исполнять", - добавил сенатор.

Он пояснил, что бывают ситуации, когда Россия оказывается в таком положении, что она должна выполнять те или иные предписания разного рода международных надгосударственных структур, например, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в то время как РФ не принимала на себя этих обязательств. В качестве примера парламентарий привел то, что Россия не брала на себя обязательство по европейской конвенции гарантировать избирательные права в полном объеме всем лицам, которые содержатся в местах лишения свободы. "Мы этот конкретный пример не обсуждали, но я привожу его, чтобы было понимание, о чем идет речь. Сейчас у нас возникла ситуация, когда ЕСПЧ расширительно трактует положения конвенций, то есть появляются некие новые нормы и новые обязательства, под которыми РФ не подписывалась никогда, но оказывается, что мы обязаны их исполнять", - отметил Клишас.

"Конечно, когда мы оказываемся в ситуации, когда в результате толкования тех или иных конвенций нас пытаются заставить исполнять положения, под которыми мы не подписывались, мы должны оценить их в первую очередь на соответствие нашему конституционно-правовому порядку. И только если мы будем убеждены, что это не противоречит нашей Конституции, не противоречит нашей правовой системе, только в этом случае мы готовы будем принять такие международные нормы", - пояснил глава комитета СФ, добавив, что эта норма требует уточнения текста Конституции РФ.

Понятие "социальное государство" и усиление полномочий парламента

По его словам, на встрече президент еще раз сформулировал и дополнительно раскрыл содержание тех положений о внесении изменений в Конституцию, о которых говорилось в послании Федеральному собранию. В частности, он подробно остановился на вопросе, касающемся раскрытия содержания понятия "социальное государство". "Президент подчеркнул, что, поскольку Конституция является законом прямого действия, то очень важно, чтобы некоторые вопросы, которые беспокоят граждан, такие как индексация пенсий или обязательное повышение МРОТ до прожиточного минимума, нашли отражение непосредственно в тексте Конституции", - рассказал сенатор.

Он уточнил, что социальная политика России и так была направлена на поддержку всех слоев населения, однако раньше правительство и парламент не имели конституционной обязанности принимать такие решения. "Президент считает что эти обязательства государства - индексировать пенсионные выплаты, поднимать МРОТ - необходимо закрепить в Конституции. И в дальнейшем правительство и парламент должны это выполнять. А в случае, если это не исполняется, то наступает ответственность за неисполнение этих решений и президент оставляет за собой право в отношении чиновников и федеральных министров принимать соответствующие решения", - пояснил Клишас.

По его мнению, такая позиция президента абсолютно оправдана. "Социальные гарантии необходимо детально прописать в Конституции РФ. Как мне кажется, это соответствует тому общественному запросу, который есть у граждан", - отметил глава комитета СФ.

Еще один блок вопросов, который также обсуждался на встрече, касался усиления роли парламента, но при сохранении основ конституционного строя, то есть тех положений, которые говорят что Россия является именно президентской республикой. "Президент считает правильным усилить полномочия парламента, особенно с точки зрения формирования исполнительной власти, в первую очередь, правительства. Это требует, конечно, дополнительной проработки в рабочей группе, потому что возникает достаточно много процедурных моментов, которые будет необходимо учитывать и соотносить с другими положениями Конституции", - указал Клишас.

Он полагает, что это новый этап в развитии российских демократических институтов, в частности, парламента как представительного органа власти. "И очень хорошо, что президент готов двигаться в этом направлении", - заключил парламентарий.

В новость были внесены изменения (19:26 мск) — добавлена информация по тексту.