КАИР, 2 ноября. /ТАСС/. На месте крушения пассажирского самолета авиакомпании "Когалымавиа" А321, на борту которого находились туристы, возвращавшиеся с отдыха в Россию, при поддержке властей Египта развернута масштабная поисковая операция.
Уже вторые сутки здесь работает правительственная комиссия, чтобы разобраться в причинах этой страшной трагедии и установить полную картину, а также спасатели МЧС России, которые обследуют огромную территорию, где разбросаны обломки лайнера, чтобы найти и вернуть домой тела всех погибших.
Самолет, выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, разбился 31 октября близ населенного пункта Эль-Хасна в 100 км к югу от административного центра провинции Северный Синай города Эль-Ариш в абсолютно пустынной местности. Погибли все находившиеся на борту: 217 пассажиров и семь членов экипажа.
"Горячий" полуостров
От Каира до места, где разбился пассажирский лайнер, - полтора часа на вертолете. Рано утром вылетают два борта окраской "под песок" - советский еще Ми-8 и американский "Чинук", предоставленные властями Египта. На борту два министра - глава МЧС Владимир Пучков, глава Минтранса Максим Соколов, а также руководитель Росавиации Александр Нерадько, следователи СК, авиаэксперты и журналисты.
Через полчаса полета вертолеты влетают на территорию Синайского полуострова и тут же начинают "облизывать" барханы, спускаясь до нескольких десятков метров.
И песчаный камуфляж, и полет на малых высотах не случайны: на Синае постреливают в приграничных областях. Поэтому египетские летчики не искушают судьбу и стараются не мозолить глаза израильтянам. Всю остальную дорогу под брюхом вертолета пролетают военные лагеря, укрепления из песка для бронемашин и артиллерии в форме буквы "П" и даже танки.
Через час на горизонте пустыни появляется оживление - несколько пикапов с пулеметами в кузовах и люди с автоматами. Только кареты "скорой помощи" выдают иную цель лагеря - охрану обломков самолета.
20-километровый эллипс
Сделав пару кругов над самыми крупными обломками, вертолеты садятся у лагеря. Российскую комиссию встречает генерал, руководящий операцией от египетской стороны. Он тут же ведет российскую делегацию осматривать обломки. У лагеря их скопление: средняя часть фюзеляжа с крыльями и нос.
- Смотри, крылья и шасси обгорели, - говорит один авиаэксперт другому.
- Но почти целые, - отмечает его коллега.
"Почти целые" они только по меркам действительно разбирающихся в авиакатастрофах людей. В действительности это две груды почерневшего металла, в которых лишь отдаленно угадываются крылья.
А вот нос не обгорел и местами действительно не пострадал. Из-под корпуса рыжими клочьями свисает утеплитель. Многие приборы остались целыми. Валяются кислородные маски и... Вот тут впервые осознаешь трагедию. Холод заползает в душу, а к горлу подступает комок: на земле лежит детская сандалька. Цветная. Почти новая. Только пылью припорошило. Ее будто потеряли здесь. И хозяин должен вот-вот вернуться за ней. А потом еще обувь и еще. А вот куртка. Фляжка. Ножницы. И за всем этим уже никто не вернется.
- Всего 164 фрагмента тел мы собрали, - сообщил египетский армейский генерал Лотфе Мохамед Юзоф.
- Точнее, 156 тел и 8 контейнеров с фрагментами тел, - поправляет переводчик.
Тела, как и обломки, собрали и все еще собирают на огромной площади - где-то 20 кв. км, имеющей форму эллипса. Это один из доводов в пользу того, что самолет развалился в воздухе. Хвост самолета лежит за горкой метров в пятистах. Он, судя по всему, тоже не горел. Чуть в стороне - двигатель.
- Лопатки не сломаны. Значит, скорость была небольшая, - поясняет один из экспертов.
Вообще, специалисты по искореженным деталям видят многое. И делают выводы, но их пока не озвучивают официально. Тем более что следователи и криминалисты СК тоже подключились к работе.
Тайна "черных ящиков" и доставка тел
В ближайшее время начнется расшифровка "черных ящиков", которая поможет ответить на вопрос, что же все же произошло с А321. Скорее всего, работа с бортовыми самописцами будет проводиться в Египте, но при участии российских специалистов. Как ранее сообщил ТАСС министр транспорта Максим Соколов со ссылкой на египетских коллег, "ящики" получили незначительные повреждения и не имеют термического воздействия. То есть их состояние удовлетворительное. Пока самописцы опечатаны, их не вскрывали.
Никаких приоритетных версий у следствия пока нет. Но и представители МАК, и глава Росавиациии Александр Нерадько утверждают, что разрушение конструкций самолета произошло в воздухе на большой высоте.
Источники ТАСС в авиационных и транспортных структурах России сообщили, что самолет, скорее всего, загорелся в воздухе. "Термические и физические поражения элемента крыла, найденного российскими экспертами в зоне крушения, свидетельствуют о том, что самолет мог загореться в воздухе", - отметил один из источников. Но что именно привело к гибели лайнера, предстоит выяснить следствию.
Как пояснил глава Росавиациии, приоритет в расследовании, как и озвучивании версий катастрофы, у Египта, так как ЧП произошло на территории этой страны. Но египетские специалисты обещают работать в тесном контакте с российскими, чтобы как можно скорее установить причины крушения.
В настоящее время в Каире работают как специалисты МАК, так и сотрудники МЧС, но у них другая задача. Оперативная группа МЧС готовит к отправке уже второй борт с останками тел погибших. Сегодня утром в Санкт-Петербург прибыл первый самолет Ил-76. Вылет второго борта запланирован на 21:00 мск из Каира.