Все новости

Что произошло в небе над Синаем: эксперты о вероятных причинах крушения российского А321

В МЧС РФ сообщили, что лайнер, следовавший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разрушился в воздухе, но делать выводы пока рано
Описание
© EPA/STR

/ТАСС/. Самолет A321 российской авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, потерпел катастрофу 31 октября спустя около получаса после вылета в 100 км к югу от административного центра провинции Северный Синай города Эль-Ариш вблизи населенного пункта Эль-Хасна.

Всего в самолете было 217 пассажиров и семь членов экипажа. Никто не выжил. Большинство пассажиров были россиянами. На борту также находились четверо граждан Украины и один белорус.

Как сообщил замглавы МЧС Владимир Степанов, на место крушения самолета прибыли более 100 спасателей МЧС России.

МЧС: А321 разрушился в воздухе

Самолет А321, потерпевший крушение в Египте, разрушился в воздухе, но делать выводы о причинах катастрофы пока рано, сообщил Степанов.

Фрагменты разбросаны на большой площади (около 20 кв. км), сказал он.

Росавиация: разрушение происходило на большой высоте

В Росавиации также выдвигают версию о том, что разрушение конструкции самолета происходило на большой высоте. 

Как сообщил глава Росавиации Александр Нерадько, об этом свидетельствует характер обломков на месте крушения.

"Наши специалисты, которые принимают участие в расследовании вместе с египетской комиссией по расследованию, впервые выехали на место происшествия. Место происшествия представляет из себя очень большую площадь - более 20 квадратных километров, в целом зона разброса элементов конструкций самолета представляет из себя вытянутый эллипс длиной около 8 километров и шириной около 4 километров. Все свидетельствует о том, что происходило разрушение конструкции самолета в воздухе на большой высоте", - сказал он.

Он также заявил, что расшифровка "черных ящиков" разбившегося российского самолета пока не началась. "Эта работа пока не проводилась", - сказал Нерадько.

Смирнов: А321 мог войти в штопор

В свою очередь, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот Советского Союза Олег Смирнов считает, что А321 мог развалиться в воздухе на две части из-за входа лайнера в штопор.

"На этой скорости - 172 км в час - такой самолет не летит, он перешел на критические углы атаки и свалился в штопор. Из-за штопорного вращения он мог развалиться", - полагает Смирнов.

"Есть так называемый критический угол атаки, который нельзя превышать, потому что после его превышения подъемная сила вообще исчезает. Видимо, здесь они превысили критический угол атаки, экипаж это упустил по каким-то причинам, и самолет свалился в штопор. А дальше начался неуправляемый хаос, при котором командир корабля не имел возможности выделить долю секунды, чтобы нажать на кнопку и передать, что происходит на борту", - считает Смирнов.

По его мнению, скорость самолета резко упала, потому что мог быть отказ одного двигателя или обоих.

Смирнов уточнил, что летчики управляли самолетом на автопилоте. "Сначала они взлетели на ручном управлении, а когда набрали высоту, включили автоматический режим полета, который должен был быть до посадки", - сказал эксперт.

Автопилоту задается программа, какую высоту держать. У этого самолета в автопилоте была программа на 10 тыс. 200 метров, и автопилот добросовестно работал, пояснил Смирнов.

Он уточнил, что если по какой-то причине теряется тяга самолета, то автопилот продолжает работать, и он увеличивает углы атаки, а они повышают подъемную силу крыла, что позволяет держаться на этой же высоте.

Между тем эксперт не исключил, что лайнер мог развалиться на две части из-за взрыва снаружи или внутри него.

Источники: А321 мог загореться в воздухе

Потерпевший крушение в Египте российский самолет А321 мог загореться в воздухе. Об этом ТАСС сообщили сразу несколько источников в авиационных и транспортных структурах России.

"Термические и физические поражения элемента крыла, найденного российскими экспертами в зоне крушения лайнера, свидетельствуют о том, что самолет мог загореться в воздухе", - сказали собеседники агентства.

"Однако однозначно сказать, что именно это послужило причиной гибели лайнера, нельзя", - добавили они. По словам источников, будут отрабатываться все версии пожара. "Для этого и проводится расследование", - сказали они.

Эксперт CNN: вероятная причина крушения - аэродинамический срыв

Западные специалисты также выдвигают версии причин катастрофы в небе над Синаем. По мнению эксперта в области авиации американской телекомпании CNN Ричарда Квеста, самолет А321 российской авиакомпании "Когалымавиа" непосредственно перед крушением в Египте перенес аэродинамический срыв. 

"Иными словами, скорость воздушного потока под крыльями оказалась достаточно низка, чтобы этот поток перестал создавать подъемную силу. Это опасная ситуация для самолета, который находится в разреженной атмосфере на большой высоте. Исправить положение трудно. Самолет значительно снизится, чтобы опять обрести способность набирать высоту", - пояснил специалист.

Он уточнил, что его гипотеза основана на изучении данных сайта Flightradar24, позволяющего регистрировать скорость полета лайнеров при взлете, высоту, положение и курс. По мнению Квеста, самолет "Когалымавиа" за первые 20 минут полета достиг заданной высоты, а потом практически сразу рухнул, причем экипаж, очевидно, не успел подать диспетчерам сигнал тревоги.

Эксперт также утверждал, что с данным А321 произошел инцидент в 2001 году на маршруте Бейрут - Каир. В то время самолет принадлежал или находился в лизинге у другой авиакомпании, оговорился Квест. По его словам, при приземлении в аэропорту Каира самолет задел хвостовой частью фюзеляжа посадочную полосу. Повреждение было устранено, добавил эксперт, признав, что оно могло вообще не иметь никакого отношения к причинам авиакатастрофы.

Инженер: возраст самолета не влияет на вероятность аварии

Председатель Союза защиты прав пассажиров Кирилл Янков 2 ноября заявил, что возраст самолета при полном и качественном техобслуживании не влияет на вероятность его попадания в аварию.

Янков отметил, что большинство самолетов российских авиакомпаний обслуживаются за границей. "90% парка гражданской авиации - это зарубежные самолеты", - добавил он. По словам эксперта, техобслуживание самолетов за рубежом обходится дешевле по ряду причин.

Янков добавил, что в среднем одна авиакатастрофа с человеческими жертвами приходится на 1,2 млн полетов.

Версия "Когалымавиа"

"Когалымавиа" считает, что единственной причиной разрушения A321 могло быть механическое воздействие в воздухе, сам по себе лайнер разрушиться не мог.

"Самолет находился в неуправляемом полете, он не летел, а падал", - отметил замгендиректора авиакомпании "Когалымавиа" Александр Смирнов. "Видимо, к этому моменту он получил значительные конструктивные повреждения, которые не позволили продолжать полет", - добавил он.

Смирнов отметил, что проблемы с топливом могут привести к остановке двигателей, но не к разрушению самолета в воздухе. В компании исключили, что причиной катастрофы А321 могла стать ошибка экипажа или технические проблемы. Замгендиректора "Когалымавии" заверил, что разбившийся А321 был в отличном техническом состоянии. В компании отметили, что предыдущий инцидент с самолетом не мог привести к катастрофе, а системные проверки исключают возможность развития "усталостных трещин" на воздушном судне.

Такое заявление преждевременное и не основано ни на каких реальных фактах. Еще предстоит проделать много работы по детальному изучению элементов конструкции воздушного судна, расшифровке и анализу записей бортовых самописцев. Сейчас делать какие-либо выводы, заключения о причинах разрушения самолета в воздухе... преждевременно и нет никаких оснований
Александр Нерадько
глава Росавиации

"Когалымавиа" пока не видит риска отзыва сертификата эксплуатанта и ждет официальных результатов проверки. Между тем, сотрудники компании уже допрошены как свидетели в рамках расследования катастрофы.