Дело Литвиненко: этапы расследования

Так называемое дело Литвиненко ведет свой отсчет со смерти в 2006 году в Лондоне бывшего сотрудника Федеральной службы безопасности России Александра Литвиненко, получившего в 2001 году политическое убежище в Великобритании.
Александр Литвиненко умер 23 ноября в лондонской клинике, куда был доставлен 1 ноября, вскоре после встречи в отеле "Милленниум" с российскими предпринимателями Андреем Луговым (ныне - депутат Госдумы РФ) и Дмитрием Ковтуном. Тогда следствие установило, что причиной смерти Литвиненко стал обнаруженный в его организме полоний-210 - радиоактивный химический элемент. Как заявило британское агентство здравоохранения, обнаруженный в организме Литвиненко радиоактивный изотоп полония-210 в десятки раз превышал предельно допустимое количество. Точные обстоятельства случившегося до сих пор не установлены и вызывают споры.
В отеле "Милленниум" была обнаружена "загрязненная" чашка, из которой, по предположению полиции, он выпил отравленный чай. Следы полония были найдены еще в нескольких местах Лондона, которые посещал Литвиненко. Также радиация была обнаружена на борту трех лайнеров авиакомпании British Airways.
В декабре 2006 года в одном из московских военных госпиталей Дмитрию Ковтуну был поставлен диагноз - отравление радиоактивным нуклидом. В то же время Андрей Луговой был доставлен в московскую больницу по подозрению в радиационном заражении, но затем был выписан в удовлетворительном состоянии.
По факту смерти Александра Литвиненко были начаты уголовные расследования в Великобритании, России и Германии.
Британская полиция (Скотланд-Ярд), начав расследование дела Литвиненко как "смерть по неизвестной причине", затем переквалифицировала его в дело об убийстве.
По международному запросу британской стороны Генпрокуратура России параллельно провела в декабре 2006 года следственные действия и возбудила уголовное дело об убийстве Александра Литвиненко и покушении на Дмитрия Ковтуна. Все материалы были переданы прибывшим в Москву представителям Скотланд-Ярда, которые допросили Андрея Лугового и его партнера Дмитрия Ковтуна.
В декабре 2006 года прокуратура Гамбурга направила в Москву запрос о правовой помощи в связи с возбуждением уголовного дела против российского гражданина Дмитрия Ковтуна, подозреваемом в незаконном ввозе в Германию радиоактивных материалов.
В ноябре 2006 года по пути в Лондон Ковтун останавливался в Гамбурге, в квартире своей бывшей жены, где было обнаружено сильное загрязнение полонием. Также следы радиоактивного вещества были найдены в доме бывшей тещи Ковтуна и в автомобиле, на котором он ездил по городу. Ковтун был допрошен декабре того же года российскими следователями в присутствии детективов Скотланд-Ярда в качестве свидетеля по делу Литвиненко в московском госпитале, где он проходил в обследование на предмет заражения радиоактивным веществом.
Спустя три года, в ноябре 2009 года, прокуратурой Гамбурга были сняты все обвинения с Дмитрия Ковтуна.
После проведения Великобританией и Россией совместного расследования дела о смерти Литвиненко, частью которого является заражение полонием находящихся с ним в контакте российских граждан, в январе 2007 года Скотланд-Ярд передал дело в королевскую прокуратуру Великобритании.
А в мае 2007 года британская прокуратура заочно выдвинула обвинение Андрею Луговому в убийстве Александра Литвиненко и потребовала его экстрадиции. Российская сторона официально отказалась выдавать Лугового, ссылаясь на конституционный запрет на выдачу своих граждан.
После отказа российской стороны выдать Лугового Лондон ввел ряд санкционных мер. В частности, из Великобритании в июле 2007 года были высланы четыре российских дипломата. Москва ответила теми же мерами против британских дипломатов. Также Лондон объявил о замораживании работы над соглашении об облегчении визового режима между двумя странами.
Впоследствии появилась информация о том, что британские власти запросили также экстрадицию и Дмитрия Ковтуна по обвинению в убийстве. Луговой и Ковтун отрицают свою вину.
В декабре 2010 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге в связи с иском вдовы Литвиненко - Марины Анны Картер, более известной как Марина Литвиненко, - официально запросил российские правоохранительные органы предоставить исчерпывающую информацию в отношении расследования по делу Литвиненко на территории России.
В своем иске, направленном в Страсбург в мае 2007 года, вдова требовала признать нарушенными сразу несколько статей Европейской конвенции о защите прав человека – статьи 2 (право на жизнь), статьи 3 (запрещение пыток), статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты).
13 октября 2011 года в Лондоне начались предварительные слушания по делу Литвиненко в одном из коронерских судов - особой форме британского судопроизводства, когда судебное следствие устанавливает обстоятельства смерти человека, вызывающие подозрения. По решению суда слушания проходят в закрытом для публики и прессы режиме. Формально процедура судебного дознания по факту смерти Литвиненко началась еще 30 ноября 2006 года, но затем была отложена на неопределенный срок.
В ноябре 2011 года Следственный комитет РФ признал Андрея Лугового потерпевшим по делу о покушении на убийство. Российское следствие получило подтверждение факта отравления Лугового в Лондоне в ноябре 2006 года. Это дело было объединено с возбужденным еще в декабре 2006 года Генпрокуратурой РФ делом об убийстве Литвиненко и покушении на убийство Ковтуна.
В апреле 2012 года в Москве британские эксперты проверили на полиграфе показания Андрея Лугового по делу о смерти Александра Литвиненко и сделали вывод, что Луговой не имеет к этому отношения.
В феврале 2013 года было принято решение о засекречивании некоторых свидетельств дела Литвиненко - британское правительство отказалось предоставлять судье-коронеру Роберту Оуэну, ведущему дознание, все запрошенные им сведения по причине секретности. 4 июня Оуэн направил запрос правительству с просьбой заменить дознание другой юридической процедурой - открытым разбирательством (отдельное от дознания в коронерском суде), допускающим проведение закрытых заседаний, на которых могут рассматриваться секретные документы.
Но британские власти заблокировали перспективу публичного расследования смерти Литвиненко - в опубликованном 12 июля письме министра внутренних дел Соединенного Королевства Терезы Мэй судье-коронеру было сказано, что данное решение вызвано "причинами, связанными с международными отношениями".
В 2013 году на обзорных коронерских слушаниях юристы вдовы покойного признали, что на момент смерти Литвиненко работал (за плату) на спецслужбы Великобритании и Испании.
11 февраля 2014 года Высокий суд Лондона поддержал поданную в начале осени 2013 года надзорную жалобу вдовы Литвиненко на решение главы британского МВД о запрете публичного расследования. Вердикт суда обязывает МВД королевства пересмотреть свое решение о формате разбирательства, тем самым открывается перспектива публичного расследования смерти Александра Литвиненко.
22 июля 2014 года после длительных консультаций правительство Великобритании согласилось на проведение публичного расследования обстоятельств смерти Александра Литвиненко. В письменном послании парламенту Соединенного Королевства министр внутренних дел Тереза Мэй сообщила, что "публичное расследование по делу Литвиненко будет проведено". Проводившиеся в последние годы британскими властями расследования не позволили точно назвать лиц, несущих ответственность за его смерть.
Читайте также
Британский доклад по делу Литвиненко содержит утверждения о причастности РФ к его смерти

Ранее британское правительство отказывалось давать свое согласие на публичное расследование, так как оно, по мнению Лондона, способно привести к ухудшению отношений между королевством и Россией. В рамках процедуры суд не определяет вину подозреваемых, а устанавливает важные факты и обстоятельства произошедшего. При этом, в отличие от процедуры дознания, суд может изучать секретные сведения. Главным вопросом публичного разбирательства в деле Литвиненко было то, причастны ли к его гибели российские спецслужбы.
Открытые слушания по делу Литвиненко прошли в январе-июле 2015 года в Королевском суде Лондона. За несколько месяцев было проведено 34 дня публичных слушаний, во время которых свои показания как лично, так и письменно дали 62 свидетеля, в том числе засекреченных.
21 января 2016 года в Лондоне был распространен докладе по итогам публичного расследования обстоятельств смерти Литвиненко, представленный председателем открытого разбирательства Робертом Оуэном. Британский суд установил, что Литвиненко был отравлен полонием-210, однако не смог подтвердить российское происхождение полония. Исполнителями убийства, по мнению суда, являются Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. При этом в докладе высказывается предположение, что российские власти могли знать о подготовке преступления.
В ответ на доклад официальный представитель МИД РФ Мария Захарова выразила сожаление, что "чисто уголовное дело было политизировано и омрачило общую атмосферу двусторонних отношений. Очевидно, что решение о приостановлении коронерского расследования и начале "публичных слушаний" имело ярко выраженную политическую подоплеку".
По материалам ТАСС-ДОСЬЕ.



