23 марта 2016, 10:46
Репортаж

Московские метеорологи: мегаполис сам определяет, какой будет погода

23 марта отмечается День метеоролога. О том, как "делают погоду", почему автоматика не всегда справляется с осадками и какой прогноз наиболее точен - в репортаже ТАСС

МОСКВА, 23 марта. /Корр. ТАСС Евгения Климова/. 23 марта в России профессиональный праздник отмечают работники гидрометеорологической службы. В Москве история метеонаблюдений ведется с 1879 года. В настоящее время в столице работают семь метеостанций: пять городских, две вузовских (принадлежат МГУ им. М. В. Ломоносова и Тимирязевской сельскохозяйственной академии. - ТАСС). Опорной является станция "Москва-ВДНХ": ее данные используются в качестве основных для передачи в Гидрометцентр России.

"Обработав данные, полученные от метеостанций, радиолокаторов и радиозондов, Гидрометцентр России наносит их на специальные погодные карты и отправляет нам. Они выглядят как карты территории, на которых отмечены станции с указанием переданных ими данных - температуры, скорости и направления ветра, осадков, давления и др. Синоптики эти карты анализируют и на их основе составляют прогнозы погоды", - рассказывает заместитель начальника ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Росгидромета Надежда Точенова.

Синоптики управления составляют прогнозы погоды для Москвы и Московской области. Процент оправдываемости прогнозов, по словам Точеновой, составляет более 90%. "Вероятность того, что наши прогнозы сбудутся, составляет 95-97%, в то время как в мире этот показатель равен 85%", - отмечает она.

Прогнозы Центрального УГМС используются управлением метеорологических установок комплекса городского хозяйства Москвы. По словам главы комплекса заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, коммунальщики получают, например, предупреждения о неблагоприятной погоде за сутки. "Так, наше управление предоставляет прогноз на начало снегопадов или ливней, а также на ожидаемое количество осадков. Всем городским службам после получения предупреждения рассылается инструктивная телефонограмма, в которой даются рекомендации по мобилизации сил. Обработку реагентами дорог коммунальщики ведут в зависимости от тех прогнозов, которые нам выдают гидрометеослужбы. Мы всегда ориентируемся на них", - сказал Бирюков.

Место, где живет погода

Метеостанция "Москва-ВДНХ" - это небольшой двухэтажный домик, где расположены кабинеты сотрудников, и метеоплощадка, на которой ведутся исследования. Нина Гольская работает здесь наблюдателем с 2004 года. "Начинала я на метеостанции в Наро-Фоминске в 1985 году, а потом приехала сюда. У меня интересная профессия. Здесь постоянное движение, каждые пять минут все меняется," - рассказывает она.

Мы идем на метеоплощадку, где предстоит получить данные о состоянии окружающей среды, а также взять пробы воздуха. Участок земли 26х26 м огорожен. Гольская предупреждает, что ходить можно только по протоптанным дорожкам. "Здесь снег не тронут, поскольку за его высотой мы тоже следим. Вон реечки стоят - одна, вторая и третья. Мы каждое утро замеряем высоту снежного покрова", - объясняет она.

Гольская прикрепляет пробирки для забора воздуха к специальному аппарату и рассказывает, что на станции идет непрерывное наблюдение за температурой воздуха, влажностью, осадками, ветром и др. Для каждого показателя есть свой прибор, подчас не один. "Кроме того, метеостанция занимается отбором проб воздуха. Аппарат, к которому я прикрепила пробирки, прогонит через них воздух с определенной скоростью. Внутри пробирки белое абсорбирующее вещество, и если в воздухе есть какие-то загрязняющие вещества, они на нем останутся. Потом мы отдаем пробирки в лабораторию, и там делают анализ. Отбор идет дважды в сутки: днем и ночью", - говорит Гольская.

На площадке рядами установлены самые разные аппараты. Подходим к каждому. "Эти черные проводки между двух опор - гололедно-изморозевый станок. Если провода станут белыми, значит, на улице изморозь, а если покроются стекловидными отложениями - гололед. В этой серой будке термограф и гигрограф. Первый пишет на ленту суточный ход температуры, второй - влажности, причем у гигрографа в качестве чувствительного элемента натянут светлый обезжиренный человеческий волос," - рассказывает Гольская.

"Москва-ВДНХ" первая в России получила автоматическую метеорологическую станцию. "Я для подстраховки все равно проверяю показатели сама и потом сверяю с данными автоматики. До установки все показания снимались вручную", - отмечает Гольская.

Как говорят метеорологи, сложнее всего автоматике поддаются осадки. "У нас есть автоматический осадкомер, но пользуемся мы чаще осадкомером Третьякова", - Гольская указывает на конструкцию, похожую на металлический цветок.

Внутри "цветка" сосуды для сбора и сохранения выпадающих осадков. "Какие именно осадки, неважно. Если, например, снег, то метеоролог приносит на станцию сосуды с ним, топит снег, выливает в специальный стакан и по количеству делений определяет, сколько выпало осадков", - уточняет Гольская.

Неподалеку от осадкомера Третьякова стоит плювиограф. Это прибор, который измеряет суточный ход осадков - показывает динамику в течение определенного времени. Рядом с ним предмет, похожий на небольшую ракету. "Это датчик грозовых облаков. Если над станцией формируется такое облако, он его улавливает и передает соответствующие данные, - продолжает Гольская. - А вот здесь в будке тоже термограф и гигрограф. Они, в отличие от тех, что мы уже видели, показывают температуру и влажность на данный момент. Кроме того, здесь  термометры показывают максимальную и минимальную температуру за три часа".

Термометры лежат и на снегу. "Эти измеряют температуру подстилающей поверхности. Сейчас это снег", - говорит Гольская.

На высоких мачтах вдоль загородки колышутся флюгера. "С их помощью мы измеряем скорость и направление ветра", - Гольская идет в сторону поста, откуда нужно забрать пробирки с воздухом.

Двигаемся быстро: у сотрудников станции все расписано по минутам. Полученные данные должны быть зашифрованы и переданы в Гидрометцентр точно по времени. "Телеграммы отправляем каждый час. Минимальные и максимальные показатели - каждые три часа", - отмечает Гольская.

Выйдя с площадки, направляемся в сторону кабинета метеоролога. Но, прежде чем зайти, Гольская смотрит на небо. "Облака должна запомнить. Так, посчитала, все на месте", - смеется она.

Знание - сила

Начальник метеостанции "Москва-ВДНХ" Светлана Никитина в профессии 31 год. "Как пришла девчонкой работать на станцию, так все летаю в атмосфере", - шутит она.

Никитина говорит, что подчас мы не замечаем, насколько зависим от данных, полученных в ходе метеонаблюдений. "Батареи вам никогда не включат и не выключат, если не будут знать температуру воздуха. Когда на улице сильный ветер, прекращаются строительные работы, сворачивают башенные краны. Зная погоду, имея прогноз, вы можете отправлять самолеты и пароходы, можете сеять, пахать, строить, - перечисляет Никитина. - Так, при строительстве дома нужно иметь данные о промерзании почвы, розе ветров, причем не за один-два года, а за 30 лет. А еще лучше за 100 лет. Это самые точные данные".

По словам начальника управления метеорологических разработок ГБУ "Автомобильные дороги" комплекса городского хозяйства Москвы Алексея Ляхова, данные о погоде непосредственно влияют на работу коммунальных служб. "Когда дуют сильные ветры, то коммунальщики принимают меры по укреплению различных конструкций в городе, прекращаются работы на стройках. Учитывается все. Мы каждый день распространяем как прогноз погоды на пять суток вперед, так и оперативные прогнозы, рассчитанные на несколько часов. Например, доводится экстренное сообщение о снегопаде, и буквально через час техника выходит на улицы", - говорит Ляхов.

Романтики и оптимисты

Данные, полученные со станции "Москва-ВДНХ", а также других станций и постов наблюдательной сети Центрального УГМС, архивируются и отправляются на вечное хранение в Обнинск, во Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - мировой центр данных, рассказывает начальник отдела метеорологии и климата Центрального УГМС Николай Александрович Терешонок.

"Мы следим за тем, чтобы все наблюдения соответствовали нормативам. Кроме того, занимаемся климатическими расчетами. Из полученных данных всей сети рассчитываем средние многолетние показатели, экстремальные, потенциальные величины и т. д., которые используются в любой сфере деятельности человека", - поясняет Терешонок.

В Центральном УГМС Николай Александрович с 2003 года. За плечами у него Ленинградское арктическое училище, 16 лет работы на полярных станциях в Арктике, четыре экспедиции в Антарктиду (срок одной - в среднем полтора года). "В любых условиях - дует, трясет - метеоролог обязан провести наблюдение и передать данные. Но я с детства мечтал об этой профессии. Мы живем своим миром, витаем в облаках. Оптимисты, одним словом", - улыбается он.

Несмотря на то что метеорологи и синоптики работают с цифрами, формулами, работа эта в большей степени творческая, уверена заместитель начальника ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Надежда Точенова. "Синоптики, метеорологи не работают автоматически. Здесь нужно уметь думать, анализировать и применять нестандартные подходы. Атмосфера такова, что в каждой своей точке как по вертикали, так и по горизонтали постоянно изменяет параметры. И здесь очень сложно задать формулу, учесть все тонкости и нюансы", - говорит она.

Например, синоптики должны хорошо знать климатические особенности территории, с которой работают. "Так, делать прогноз погоды для Москвы очень непросто. Это мегаполис со своим микроклиматом, обусловленным и застроенностью, и объемной транспортной системой. Все это влияет на погодные процессы, создает свой температурный режим, задает направление ветра. И на подходе к городу характеристики воздушной массы начинают меняться: влажность, температурный режим, облачность - все ведет себя по-другому", - рассказывает Точенова.

Максимально точный прогноз можно сделать на сутки, а также - с высокой степенью точности - на вторые и третьи, объясняет она. "Более или менее достоверный прогноз рассчитывается где-то на неделю. Считают модели и на месяц, но точность таких прогнозов невысока", - подчеркивает Точенова.

Она со смехом утверждает, что говорить о своей работе может бесконечно. "Не знаю, возможно, близкие уже от этого устали. Но вот дочь пошла по моим стопам. Я действительно растворилась в этой профессии, очень ее люблю. Очень уважаю людей, которые в ней работают. Это преданные своему делу, глубокие люди, романтики по сути", - говорит Точенова.

- А как начинается ваш день?

- Смотрю, какие сегодня облака.