САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 3 сентября./Корр. ИТАР-ТАСС/. Различные подходы правительства Ленинградской области и Минобороны по вопросу размещения музея "Дорога жизни" могут привести к тому, что в регионе появятся два параллельных музея. Такая информация озвучена в среду по итогам рабочего совещания, посвященном строительству музейного комплекса.
"В соответствии с поручением президента России в 2016 году в Ленинградской области должен быть построен современный музейно-выставочный комплекс "Дорога Жизни". Нынешнее здание музея в поселке Осиновец располагается в старом деревянном здании бывшей 6-й флотилии, имеет всего 270 кв м выставочных площадей и не имеет элементарных удобств для посетителей. Остается один нерешенный вопрос. И, как ни странно, это не вопрос денег - а вопрос, где разместится этот музей", - подчеркнул Дрозденко. Средства пополам с региональным бюджетом готов выделить банк "Россия". По предварительным оценкам стройка комплекса в 800 кв м может обойтись в 200 млн руб.
В чем возникли разногласия
Нынешний музей "Дорога жизни" является филиалом Центрального военно-морского музея (ЦВВМ) Минобороны. В правительстве Ленинградской области считают, что новое здание нужно строить на той же территории и создавать единый музейный комплекс. "Главное здесь - память, а не форма собственности", - считает Александр Дрозденко. Однако в министерстве обороны с этим не согласны. "Свободное пространство есть, но оно распланировано для развития музея (Минобороны)", - заявил директор ЦВВМ Руслан Нехай. Из министерства в Ленобласть поступило письмо с предложением выделить под строительство участок из земель муниципального образования в нескольких километрах от существующего музея, в деревне Морье. С этим не согласна уже область и будет изыскивать участок поблизости от существующего музея.
"Нас, к сожалению, очень поджимает время. Поэтому в течение сентября мы должны договориться о концепции музея с министерством обороны. Либо она будет единая, либо мы ее будем реализовывать самостоятельно", - подвел итог губернатор Ленинградской области. Наполнение выставочной экспозиции, по его словам, взяло на себя министерство культуры. "Тех экспонатов, которые сегодня хранятся в запасниках, хватит на три таких музея", - убежден он.
В мае текущего года 23 памятника федерального подчинения из "Зеленого пояса Славы Ленинграда", перешли под управление Музейного агентства Ленинградской области, до этого они находились в разных ведомствах или вовсе были бесхозными.
"Дорога жизни" - единственный транспортный путь, соединявший в годы Великой Отечественной войны осажденный Ленинград со страной. Эта трасса проходила от Ленинграда через Ладожское озеро к Новой Ладоге и Кобоне, откуда транспортные пути шли к Волхову, станции Войбокало и далее на Вологду. Наиболее трудный и опасный участок "Дороги жизни" проходил через Ладогу, где авиация противника совершала ожесточенные обстрелы и бомбежки. Количество грузов, перевезенных в Ленинград по этой трассе, превысило 1 млн 615 тыс тонн. Из города в годы блокады эвакуировали около 1 млн 376 тыс. жителей.
В послевоенные годы трасса "Дороги жизни" от Ленинграда до Ладожского озера была отмечена памятными километровыми столбами. Решение об увековечении подвига ленинградцев, отстоявших свой город, было принято в 1965 году. На протяжении свыше 200 км линии обороны Ленинграда были сооружены мемориалы, разбиты парки, скверы, высажены аллеи. Строительство мемориалов шло на добровольные пожертвования и при участии жителей города и области. В качестве самостоятельных элементов в состав "Дороги жизни" ансамбля "Зеленый пояс Славы" входят многочисленные воинские кладбища и захоронения, образцы военной техники, памятные здания, сооружения военных времен, имеющие статус региональных и выявленных объектов культурного наследия.
900 дней жизни. Хроники блокады - спецпроект ИТАР-ТАСС
Материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады