23 ноября 2014, 22:00

Аудиторы обнаружили нарушения в деятельности петербургского метрополитена на 9 млрд рублей

ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

В частности, ГУП привлекал инвесторов для строительства наземных вестибюлей, которые возвели над ними торгово-развлекательные центры и фактически ничего не заплатили в бюджет города

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 ноября. /Корр. ТАСС Светлана Афонина, Антон Хлыщенко/. Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга обнаружила финансовые нарушения на сумму 9,23 млрд руб. в деятельности государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен". В частности, ГУП привлекал инвесторов для строительства наземных вестибюлей, которые возвели над ними торгово-развлекательные центры и фактически ничего не заплатили в бюджет города. Речь идет о холдинге "Адамант" совладельца Игоря Лейтиса и ЗАО "СоветниК", которое входит в холдинг "Петромир" Михаила Мирилашвили, следует из результатов выборочной проверки аудиторов за 2011-2013 гг (имеется в распоряжении ТАСС). Эти и другие итоги проверки КСП затребовал Следственный комитет РФ, говорится в документе.

Комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ), превысив полномочия по принятию решений, предоставил метрополитену участки без заключения соглашений об их застройке, в аренду на 49 лет, отмечается в заключении КСП. В свою очередь, ГУП "Петербургский метрополитен" использовал схему привлечения частных инвестиций для строительства надземных вестибюлей, в результате которой бюджет Петербурга недополучил миллиарды рублей.

За прошедшие три года частные инвесторы возвели на этих участках 5 наземных вестибюлей станций: "Обводный канал", "Международную", "Бухарестскую" и "Звенигородскую" - компании, аффилированные с холдингом "Адамант", а "Адмиралтейскую" - структура, аффилированная с "Петромиром". Фактически вестибюли интегрированы в состав новых торгово-развлекательных комплексов. Аудиторы уточняют, что общая площадь возведенных зданий составила 126,3 тыс. кв. м, городу из них передали только 5,5% (7,4 тыс. кв м). Инвесторы также смогли приватизировать по льготной цене участки под зданиями общей площадью 32,03 тыс. кв. м. При этом в городской бюджет они перечислили в общей сумме лишь 107,2 млн руб.

Отдельные претензии аудиторов касаются строительства ТРК над станцией метро "Волковская", который также возвела дочерняя компания "Адаманта". Инвестдоговор на его строительство заключил метрополитен, "в отсутствие какой-либо необходимости в привлечении частных инвестиций в этот земельный участок". По итогам сделки, которую в КСП считают незаконной, в собственности "Адаманта" появился торговый центр и право приватизировать землю под ним площадью 3,4 тыс. кв м. По итогам строительства ни метрополитен, ни бюджет города не получили никакого имущества: ТРК был построен в 2010 году, а вестибюль "Волковской" ввели в эксплуатацию лишь через 4 года. При этом на момент проверки права города на него еще не были зарегистрированы.

Отчисления в бюджет занижены на порядки

В отчетах оценщиков, изготовленных по заказу инвесторов, говорится, в частности, что за станцию "Бухарестская" им нужно было перечислить в бюджет 2,6 млн руб., а за "Международную" - 7,77 млн. По мнению КСП, эти документы были выполнены с многочисленными нарушениями. В частности, в одном из случаев КУГИ, составляя техзадание на оценку, проигнорировал факт, что фундамент здания - стоимостью 500 млн рублей - создан за счет бюджета Петербурга.

Чтобы проверить объективность других данных, КСП привлекла независимого оценщика к ТРК "Адмирал" в центре Петербурга, в котором расположен вестибюль "Адмиралтейской". По его данным, плата компании ЗАО "СоветниК" в городской бюджет должна была составить 1,4 млрд рублей - в 20 раз больше, чем сумма, которую представил оценщик инвестора, ООО "Альфа Консалт", и которую подтвердил государственный оценщик ГУП "ГУИОН".

Кроме того, после строительства этого ТРК начальник ГУП "Петербургский метрополитен", "не являясь участником бюджетного процесса, неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджету Санкт-Петербурга", причинив ущерб последнему в сумме не менее 466,5 млн руб., говорится в документе. Аудиторы отмечают, что в этот и в другие договоры с инвесторами метрополитен не включил параметры вестибюлей метро, которые передаются городу, "что не позволяет должным образом проконтролировать выполнение обязательств".

"По другим коммерчески привлекательным земельным участкам, предоставленным инвесторам, также существует возможность занижения платы, подлежащей перечислению в доход бюджета Санкт-Петербурга", сообщается в отчете КСП.

Претензии к эффективности метрополитена

Аудиторы обратили внимание на то, что с 2007 по 2014 гг объем субсидий метрополитену из бюджета Петербурга вырос в 24 раза: с 348,5 млн руб. в 2007 году до 8,4 млрд в 2014-м. Одна из причин этого - низкая эффективность использования госимущества, а также отдельные неэффективные расходы. Вместе с тем, КСП выявила недополученные доходы в сумме не менее 1,06 млрд руб., говорится в документе.

В частности, ГУП с 2009 года не индексировал расценки на размещение рекламы и каналов связи. Он также сдает имущество в аренду по заниженной стоимости и освобождает арендаторов от обязательных минимальных платежей. Кроме того, предприятие не зарегистрировало права на 33 объекта недвижимого имущества общей площадью более 50 тыс. кв м, введенных в эксплуатацию. Отдельно в заключении отмечается, что метрополитен без согласования со Смольным заключил 292 сделки на общую сумму 7,338 млрд руб., "в совершении которых имелась заинтересованность руководителя унитарного предприятия".

Аудиторы считают, что выявили значительные резервы, с помощью которых можно оптимизировать расходы метрополитена и снизить объем субсидий из бюджета. В этой связи ее размер на 2015 год нуждается в пересмотре, отмечается в документе.

Часть заключения КСП содержит сведения о нарушениях, которые истребовал Следственный комитет РФ. При этом в документе отмечается, что "по отдельным нарушениям оценить ущерб не представилось возможным - в связи с отказом предприятия предоставить необходимые данные".

Информация о проверке направлена в прокуратуру Санкт-Петербурга, в Заксобрание, губернатору Полтавченко и его заместителям. В адрес начальника ГУП "Петербургский метрополитен" направлено представление с предложением принять меры по погашению ущерба бюджету Санкт-Петербурга, устранить обнаруженные нарушения, а также привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в их допущении, резюмируется в документе. 

Пресс-служба метрополитена на момент подготовки материала была недоступна. В пресс-службе вице-губернатора Марата Оганесяна, курирующего развитие транспортной инфраструктуры Петербурга, отказались от оперативных комментариев.