САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 декабря. /Корр. ТАСС Юлия Андреева, Екатерина Калинина/. Эрмитажная коллекция, которую начала формировать Екатерина Вторая и продолжили ее наследники, казалось бы, неразрывно связана с помещениями, для которых приобреталась. Но повороты истории показали, что императорское жилище оказалось не самым надежным убежищем для музейных ценностей. Сокровища Эрмитажа несколько раз перемещались в другие здания и города, но возвращение из таких путешествий оказывалось порой нелегким.
Пункты назначения: Вытегра - Москва - Свердловск
Эрмитажные шедевры покидали свои обычные места под влиянием чрезвычайных обстоятельств трижды: в 1812, 1914-1917 и 1941 годах.
Впервые решение эвакуировать экспонаты императорского собрания вглубь страны было принято Александром I в 1812 году, когда в Россию вторглись войска Наполеона. "Драгоценности и вещи Императорского Эрмитажа и кабинета его величества" было решено вывезти в Вытегру Олонецкой губернии. Сокровища Эрмитажа вывозили из столицы водным путем, для их перевозки было задействовано 22 ластовых судна, которые сопровождал матросский караул под началом нескольких офицеров и специально назначенные чиновники во главе с членом императорского кабинета Карабановым.
Бронированный вагон вместил сверхшедевры и сверхсокровища Эрмитажа. Остальные сокровища музея разместились в четырехосных пульманах. Эшелон специального назначения состоял из двадцати двух товарных вагонов, пассажирского вагона для музейных работников, сопровождающих эрмитажные ценности, и ещё одного вагона для бойцов военной охраны... На уплывавшей назад платформе товарной станции толпились провожающие эшелон ленинградцы — сотрудники Эрмитажа, и москвичи — руководители Комитета по делам искусств. Последним, кого увидели отъезжающие эрмитажники, был их директор. С непокрытой головой он стоял у фонарного столба в конце платформы, стоял и плакал.
В Свердловске эрмитажные экспонаты были размещены в нескольких зданиях, причем одним из них был знаменитый дом Ипатьева, где в 1918 году был расстрелян отрекшийся император Николай Второй и его семья.
По странному историческому совпадению третий эшелон с эрмитажными ценностями, как и в годы Первой мировой войны, в Великую Отечественную отправить из Ленинграда не успели.
Эрмитажные шедевры, вывезенные в Свердловск, благополучно вернулись из эвакуации в 1945 году.
История, разрушающая культуру
Во время внутренних и внешних политических потрясений Эрмитажу гораздо труднее было сохранить то, что оставалось в его зданиях, а не то, что было вывезено. Музею пришлось поневоле стать участником целого ряда исторических событий, и люди, стремившиеся изменить весь мир, в последнюю очередь думали о жертвах, которые понесет при этом культура.
Попытка убийства царя
Первым сигналом об уязвимости Эрмитажа и его обитателей в политических бурях стало покушение Степана Халтурина на императора Александра II в 1880 году. Рабочий-революционер, имевший специальность плотника, устроился на работу в Зимний дворец. К теракту он готовился заблаговременно - носил в комнату, располагавшуюся под царской столовой, динамит небольшими партиями, пока не накопил достаточное количество. Устроенный им взрыв разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами, в столовой треснула стена, в некоторых залах вылетели стекла, покоробило полы. В результате взрыва в нижнем этаже дворца погибли 11 военнослужащих. Император не пострадал. В тот момент он был не в столовой, а в другом помещении, удаленном от места взрыва.
Прилегающая к Эрмитажу Миллионная улица в советские годы носила имя Халтурина, напоминая о совершенной им попытке цареубийства.
Октябрьские события
Во время Октябрьской революции, главным событием которой считается штурм Зимнего, музею не был нанесен урон. Прежде всего, вопреки общепринятой легенде, не было массовой атаки дворца революционными матросами, которая, несомненно, сказалась бы негативно на состоянии памятника архитектуры. В ночь на 26 октября 1917 года в полупустой Зимний дворец беспрепятственно вошел отряд из 8-15 человек под руководством Антонова-Овсеенко. Около часа революционеры блуждали по зданию, потому что не знали, в каком помещении искать людей, которых они собираются арестовать.
Экспонаты как штучный товар
Когда, казалось бы, утихли революционные бури, Эрмитаж ждал новый удар. Для пополнения казны в 1920-е годы новая власть решила распродать на зарубежных аукционах наиболее ценные экспонаты музеев. В 1928 году в Ленинграде под эгидой Наркомпроса была создана внешнеторговая организация "Антиквариат", задача которой состояла в продаже национальных ценностей за рубеж. В 1928-1934 годы из музея на европейские аукционы было отправлено 2,88 тыс. предметов искусства, из которых 59 - шедевры мирового значения. Кроме картин за границей оказались ценнейшие предметы декоративно-прикладного искусства, фарфор, мебель, нумизматические коллекции.
2010 г.
Коллекция из 149 фарфоровых изделий XVIII в. Эти экспонаты были приобретены Эрмитажем у владельца парижской галереи "Попов и Ко" Мориса Барюша. Прежде всего, это произведения Императорского фарфорового завода в Петербурге, изготовленные для членов дома Романовых и их ближайшего окружения: предметы чайно-кофейных сервизов, тарелки, сосуды для охлаждения и подачи бутылок и рюмок, фарфоровые табакерки и др. Стоимость коллекции составила 2 млн 500 тыс. долларов США.
Куплена картина Антонио Марини (1668-1725) "Приморский вид" XVII-XVIII вв. стоимостью 1 млн 305 тыс. рублей.
Приобретена иллюстрированная китайская рукопись "О хождении Муляня в преисподнюю" 1440-х гг. стоимостью 1 млн рублей.
На средства Эрмитажа куплена картина немецкого живописца Августа Кверфурта (1696-1761) "Охотники у таверны", не ранее конца 1720-х гг.,- за 240 тыс. рублей.
2011 г.
В дар от мецената Максима Арциновича получено 16 ювелирных изделий работы российских и зарубежных мастеров. В их числе - шкатулка из горного хрусталя "Лето" (1999) петербургского камнереза Геннадия Пылина.
Музей приобрел серебряный туалетный прибор Голицыных - Строгановых (зеркало, подсвечники, шкатулки, кувшины и др. - свыше 20 предметов) XVIII в. работы известного французского ювелира Антуана Булье - редкий по полноте и сохранности памятник такого рода изделий. Был изготовлен для княгини Натальи Голицыной, послужившей прототипом Пиковой дамы в повести Александра Пушкина, затем перешел к ее дочери Софье - в замужестве Строгановой. Стоимость - 274 тыс. 300 фунтов стерлингов.
Куплена картина итальянского живописца-баталиста Франческо Антонио Симонини (1686-1755) "Кавалерийская схватка" первой половины XVIII в. за 1 млн 350 тыс. рублей.
Приобретено распятие XVI в. работы фламадского мастера Франса Поурбуса Старшего (1545-1581) стоимостью 2 млн 100 тыс. рублей.
2012 г.
По завершении выставки "Сантьяго Калатрава. В поисках движения" художник передал в дар музею несколько рисунков и два макета - Собора Святого Иоанна Богослова и Терминала Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Музей купил картину итальянского живописца Гаэтано Гандольфи (1734-1802) "Мадонна с младенцем" за 5 млн 500 тыс. рублей.
Приобретены бронзовые позолоченные каминные часы в форме вазы работы Роберта Осмона (1713-1789) и Давида-Луи Курвуазье (?-1773), изготовленные в Париже в конце 1760-х гг., стоимостью 4 млн 200 тыс. рублей.
Музей купил картину немецкого художника Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха (1712-1774) "Пейзаж с пастушкой и стадом" 1731 г. за 2 млн рублей.
Были куплены две фарфоровые вазы-мороженицы из коллекции графа Николая Румянцева, изготовленные во Франции на Севрской мануфактуре в 1808 г., стоимостью 3 млн 600 рублей.
2013 г.
Эрмитаж приобрел на закрытых торгах аукциона Sotheby's фарфоровый чайно-кофейный сервиз на 19 персон. Он был подарен Екатериной II английскому врачу Томасу Димсдейлу, который привил императрицу и наследника Павла Петровича от оспы в 1768 г. Стоимость покупки не разглашается.
2014 г.
Фонды музея пополнили 74 образца современного американского искусства стоимостью 2 млн долларов. В коллекции, подаренной Эрмитажу американскими искусствоведами Хелен Друтт Инглиш и Мэттью Друттом, - ювелирные украшения, изделия из керамики, стекло, текстиль, настенные узоры, стулья, созданные в период с 1948 г. по 2013 г. Они будут представлены на выставке "Дар коллекции современного прикладного искусства от Фонда Эрмитажа (США)" в Восточном крыле Главного штаба, которая продлится с декабря 2014 г. по март 2015 г.
Государственный Эрмитаж получил в подарок к своему юбилею мраморную статую Юпитера, созданную венецианским скульптором Антонио Тарсиа (1662-1739) в начале XVIII века. Экспонат преподнес музею доктор физико-математических наук, профессор Юрий Абрамов. Генеральный директор музея Михаил Пиотровский назвал "Юпитер" одним из самых ценных подарков Эрмитажу. Новое приобретение пока выставлено в зале Аполлона в главном здании.
Эрмитаж получил семь эксклюзивных люстр, созданных муранскими стеклодувами для оформления залов Восточного крыла Главного штаба.
ТАСС Досье