4 декабря 2014, 05:33

Юбилей Эрмитажа: затонувшие шедевры, Монферран-поджигатель и галерея для котов

Южный фасад Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади. wikimedia.org/ flickr.com/ michael clarke stuff
Южный фасад Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади

ТАСС рассказывает об испытаниях, выпавших на долю музея за его 250-летнюю историю

Новая страница 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 декабря. /Корр. ТАСС Екатерина Калинина, Юлия Андреева/. В воскресенье, 7 декабря Государственный Эрмитаж отметит 250-летие.

Несмотря на то, что "от рождения" он был императорским музеем, и российские монархи бережно заботились о его коллекциях, даже всемогущество царей не могло обеспечить безоблачного существования музея. На жизнь Эрмитажа всё время влияли внешние факторы — природные, исторические, человеческие и техногенные.

С чем-то приходилось бороться, что-то надо было просто пережить, перевернув очередную яркую или трагическую страницу истории. Наиболее опасным и агрессивным врагом Эрмитажа оказалась стихия: за 2,5 века своей истории музей в буквальном смысле прошел испытания огнем и водой. За быстрое преображение после пожара Эрмитаж сравнивали с птицей Феникс. 

Балтика против Эрмитажа

Дворец-феникс

"Зверская" борьба за культурные ценности

Когда был основан Эрмитаж

Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда русский посол в Пруссии Владимир Долгорукий приобрел по указу императрицы Екатерины II коллекцию живописи (225 картин) у берлинского купца Иоганна Эрнеста Гоцковского. Преимущественно это были произведения фламандских и голландских художников, а также работы итальянских мастеров. В их числе - полотна Рембрандта, Хальса, Стена, Йорданса. 11 февраля 1764 года Екатерина II подписала указ о принятии собрания картин Гоцковского, летом того же года коллекция была доставлена в Зимний дворец. Затем ее разместили в здании, построенном в 1764-1767 гг. рядом с дворцом, которое называлось Эрмитаж (с франц. - "место уединения"). В этом здании (известно ныне как Малый Эрмитаж) находились покои императрицы, предназначенные для отдыха и приема узкого круга гостей. В 1771 -1787 гг. в связи с расширением коллекции было построено новое здание - Большой или Старый Эрмитаж.  
День своего основания музей празднует 7 декабря - в день Святой Екатерины. 

ТАСС Досье

Новая страница 2

Балтика против Эрмитажа

Комплексу зданий Эрмитажа, построенному у самой Невы, неоднократно досаждала водная стихия.

Выходя из берегов, река затапливала дворцовые подвалы, покушалась на первый этаж. Сохранились, например, воспоминания о том, как во время наводнения 18 ноября 1824 года Дворцовая площадь с Невой составили единое огромное озеро, посреди которого «плыл» Зимний дворец - в него отчаянно бились волны, ветер срывал с крыши металлические листы, бил стекла. На здании Нового Эрмитажа до сих пор сохранилась мраморная табличка с указанием уровня воды 1824 года.

Похожая ситуация повторилась через сто лет, в 1924 году.  Тогда произошло второе по силе петербургское наводнение, от которого Эрмитажу снова досталось. Последний потоп, серьезно побеспокоивший Зимний дворец, произошел в Санкт-Петербурге в 1999 году. Тогда СПБ-ТАСС сообщил, что вода поднялась на 260 см и проникла в подвальные помещения Эрмитажа через Шуваловский проезд. Насосные станции музея работали в нужном режиме и обеспечили откачку поступающей воды. В ликвидации последствий наводнения в Эрмитаже принимали участие около 100 человек — специалисты дежурного наряда службы безопасности музея, батальон милиции по охране Государственного Эрмитажа, 62-я пожарная часть. Никакого урона художественной коллекции водная стихия тогда не нанесла. Об ущербе от прошлых наводнений тоже нет свидетельств.

Картины на дне моря

Но вода все-таки сумела помешать комплектованию музейной коллекции. Октябрьской ночью 1771 года на Балтике затонул голландский парусник "Фрау Мария" (Vrow Maria"), перевозивший из Амстердама в Санкт-Петербург картины, приобретенные императрицей Екатериной Второй для Эрмитажа, и предметы роскоши для императорского двора. Корабль попал в сильный шторм у Аландских островов. В 1999 году экспедиция из Финляндии обнаружила затонувший корабль в 11 км от острова Юрмо. Исследователи установили, что при аварии корабля груз не пострадал, и его подъем представляет интерес для специалистов музейного дела. По данным историков, живописные полотна, которых на "Фрау Марии" было более двадцати, находились в металлических тубах, поэтому некоторые специалисты допускают возможность того, что упаковки могли сохранить свою герметичность. В этом случае общая стоимость картин может составить до 1,5 млрд евро.

С момента обнаружения двухмачтового флейта "Фрау Мария" на дне Шхерного моря (часть Балтики) у юго-западного побережья Финляндии исследователи и энтузиасты, в том числе российские и шведские предприниматели, неоднократно выдвигали проекты подъема этого корабля, однако ни один из них не принес результатов. Со дна были подняты только отдельные предметы. Они были выставлены в Морском музее в Котке (Финляндия), а подводный проект "Фрау Мария" в декабре 2012 года был объявлен завершенным и достигшим своих целей.

Тем не менее, российские музеи предложили коллегам из Финляндии продолжить сотрудничество в исследовании затонувшего корабля. В 2013 году Союз музеев РФ подписал с Ассоциацией музеев Финляндии меморандум о взаимопонимании в области музейного дела.

Претендентами на художественные ценности с "Фрау Марии" считаются четыре государства: Россия - в силу того, что покупателем была Екатерина II, оплатившая как груз, так и его перевозку, Нидерланды - поскольку речь идет о голландском корабле, Швеция - поскольку в XVIII веке эти места были собственностью шведской короны, и Финляндия - как современный собственник этих вод. Финский закон определяет, что если корабль и груз пробудут в территориальных водах Финляндии сто лет, то страна становится их единственным законным владельцем. Этот срок истекает весьма скоро - в декабре 2017 года, когда страна Суоми отметит столетие своей независимости.

Новая страница 3

Дворец-феникс

Огненная стихия оказалась не менее безжалостной, чем водная. В результате пожара 1837 года, бушевавшего в Зимнем дворце в течение трех дней с 17 по 19 декабря, были уничтожены практически все интерьеры царской резиденции.

Вечером 17 декабря 1837 года дежурный персонал заметил в Фельдмаршальском зале, как из душника (отверстия в печи для выхода тёплого воздуха) стали просачиваться струйки дыма. Прибывший наряд пожарной роты обследовал чердачные и подвальные помещения, но сначала обнаружил только задымившуюся рогожу и обильно залил ее водой. Уже через несколько минут стало ясно, что ситуация гораздо серьезнее. Огонь вырвался из-за рухнувшей деревянной перегородки зала и охватил весь верхний этаж здания, перекидываясь из одного помещения в другое. Как вспоминали очевидцы, над ночным городом поднялось такое зарево, что на Аничковом мосту можно было читать газету. Александр Башуцкий - русский писатель, сын петербургского коменданта, оставил такое свидетельство: "17 декабря 1837 года мы увидели обширное зарево, покрывшее Петербург, и по мере того как яркие его разливы ширились над городом, в воздухе несся с конца на конец страшный гул невероятной речи: Зимний дворец горит!" Поэт Василий Жуковский, видевший это бедствие своими глазами, вспоминал:

Тогда вся громада дворца представляла огромный костер, с которого пламя восходило к небу высоким столбом под тяжелыми тучами черного дыма, то волновалось как море, коего волны вскакивали огромными зубчатыми языками, то вспыхивало снопом бесчисленных ракет, которые сыпали огненный дождь на все окрестные здания.
Василий Жуковский

Николай I, незадолго перед этим вернувшийся из семейного путешествия за границу, был извещен о пожаре во время просмотра балета в Александринском театре. Он немедленно прибыл на место происшествия и лично следил за тушением пожара. Современники вспоминали, что царь был категорически против излишнего самопожертвования людей, спасавших дворец от огня, и требовал оставлять участки, тушение огня на которых могло обернуться жертвами. Тем не менее, солдат, которые, рискуя жизнью, вынесли икону из дворцовой церкви, Николай щедро наградил, выдав им по 300 рублей.

Немногим позже прибыла императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, которая сразу же пожелала удостовериться, что ее дети вне опасности и не находятся в своих спальнях. В одном из ее покоев находилась больная фрейлина, и царица не уехала с Дворцовой, пока не убедилась, что женщину спасли.

Потушить дворец при существовавших тогда противопожарных средствах не представлялось возможным, поэтому основной заботой пожарных и воинских частей, примчавшихся тушить Зимний дворец, была защита соседних зданий Эрмитажа от распространения огня и спасение ценностей, которые можно было вынести из горящего дворца. Переходы в Эрмитаж были специально сломаны, а прилегавшие к горящему Эрмитажу оконные и дверные проемы наспех закладывались кирпичом. Крыша охранялась от падающих на нее горящих обломков, смежные стены непрестанно поливали водой.

Ценности удалось спасти

Тем временем, около Александровской колонны высилась гора ценностей, вынесенных из пожара. "Все выносимое из дворца складывали к подножию Александровской колонны. Ничто не пропало - от драгоценностей до вещей самых ничтожных, от огромных предметов до лоскута бумаги", - писал Башуцкий в своем труде 1839 года  "Возобновление Зимнего дворца".  

Многое удалось спасти. Императрица писала в те дни  великому князю Михаилу Павловичу:

Осмотрев имущество, спасенное гвардейским корпусом из Зимнего дворца во время пожара, я столько же была изумлена огромностию трудов его и усилий, сколько тронута чувством душевного умиления, увидев ту неимоверную заботливость, которая была приложена о сбережении вещей, принадлежащих Его Императорскому Величеству, лично Мне и нашему семейству.

Но ущерб зданию был огромен. От великолепных интерьеров остались лишь голые стены, искореженные железные прутья и мусор. Потом этот мусор вывозили на Петровский остров на 120 судах.

Ошибка Монферрана

Самая жестокая "ирония судьбы" заключалась в том, что фактически интерьеры дворца погубил тот, кто их создавал. Как установила особая комиссия с участием архитектора Василия Стасова, причиной пожара стала конструкционная ошибка Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой, и использование дерева как основного строительного материала.

Весть о пожаре разнеслась по всей России. В труде Башуцкого содержится любопытное свидетельство о том, что "со всех концов государства от целых сословий, общин и отдельных лиц, начали поступать прошения о позволении участвовать каждому, своим приношением, в воссоздании жилища царского". Но император, поблагодарив тех, кто проявил желание помочь, запретил собирать пожертвования. В указе Николая I от 25 января 1837 года говорилось: "По доходящим до нас отовсюду сведениям, люди всех сословий ревнуют, каждый по мере средств своих, содействовать добровольными приношениями восстановлению сего здания. Сии приношения не будут нужны; мы не принимаем их; но чувства, к ним побуждающие, чувства верноподданнической привязанности к нам и престолу, глубоко трогают наше сердце. Мы желаем, чтобы сие было также повсюду известно, и для того повелеваем вам через начальников губерний и губернских предводителей дворянства объявить любезным подданным нашим всех сословий монаршую признательность нашу за сии знаки их приверженности".

Дворец был восстановлен за год

Николай I пожелал, чтобы залы Главной парадной и Невской анфилад зимнего дворца были воссозданы в прежнем виде. Эти работы были поручены архитектору Стасову. Он сохранил облик созданных по проектам Огюста Монферрана Фельдмаршальского и мемориального Петровского залов. В точности была воссоздана Военная галерея, из которой удалось вынести во время пожара все портреты героев Отечественной войны 1812 года. Почти без изменений было восстановлено великолепное барочное убранство Парадной лестницы, Большой и Малой церквей.

Беспрецедентные по масштабу восстановительные работы в царской резиденции были выполнены всего за год с небольшим. В них участвовали более 8 тыс. рабочих.

Пожарная команда Эрмитажа

В наши дни за охрану Эрмитажа от огня отвечает специальная команда. Должность "заведывающего пожарной охраной" в музее была учреждена в 1929 году. В его подчинении сначала числилось 25 человек, у них на вооружении были пенные огнетушители, ломы, лопаты, ведра, пожарные краны с пожарными рукавами. Сейчас штатная численность личного состава 62-й военизированной пожарной части Эрмитажа насчитывает 78 человек. Все хранения в Эрмитаже оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. Техническое обеспечение пожарной охраны постоянно совершенствуется. В музее есть установки для пожаротушения внутри помещений и на открытом пространстве, а также для локализации пожаров. В музее используется водяная и газовая противопожарные системы; сгораемые конструкции, электрические кабели и несущие металлоконструкции в Эрмитажном театре обработаны огнезащитным составом.

Новая страница 4

"Зверская" борьба за культурные ценности

Испытаниями огнем, ветром и водой, воздействие природы на Эрмитаж не ограничилось. Настоящим стихийным бедствием для коллекции произведений искусства могли стать мыши и крысы, если бы владельцы Эрмитажа и управляющие музеем вовремя не принимали меры.

Примеров серьезного повреждения экспонатов грызунами история не сохранила, тем не менее, сотрудники Эрмитажа до сих пор считают кошек своими "коллегами" в деле охраны культурных ценностей.

На обилие грызунов в своих покоях, как известно, жаловалась еще Екатерина Великая. Именно она придала кошкам статус охранников картинных галерей. Но первые коты появились на территории Зимнего дворца ещё до неё.

Петр Великий привёз в свой Зимний дворец кота из Голландии. Еще одну партию кошек выписала из Казани его дочь, императрица Елизавета. Она издала указ "о высылке ко двору котов", в котором велела "сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей" и отправить в губернскую канцелярию.

Котам в музее не место

Сейчас "кошачья гвардия" Эрмитажа не теряет своего значения. На службе в музее постоянно состоят более 50 котов, кошек и котят. Они живут в просторных подвалах Эрмитажа вольно, им предоставлена определенная свобода действий, но существуют некоторые ограничения — в залы с экспозицией животных не пускают. Эрмитажные кошки могут общаться с людьми во дворе Зимнего или гулять сами по себе, ведя почти дикий образ жизни. Главная их задача не допустить к экспонатам крыс.

"Коты стали очень важной частью нашей эрмитажной жизни и одной из наших значительных эрмитажных легенд", - говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. В Эрмитаже заботятся о кошках-сотрудниках, обеспечивают их кормом , следят за состоянием здоровья. Недавно в Приморском районе Петербурга для эрмитажных котов даже открылся специальный стационар, оформленный под картинную галерею. Там "выходящих в отставку" животных готовят к передаче новым хозяевам. Эрмитаж охотно отдает своих питомцев в добрые руки во время различных акций или просто по запросу, потому что численность кошек в музейных подвалах нужно регулировать. Оптимальное их количество, по словам сотрудников музея, около 50-ти. Это обеспечивает комфортное размещение и эффективную работу животных. Ежегодно весной Эрмитаж проводит День Эрмитажного кота, чтобы рассказать взрослым и юным посетителям о значении своих хвостатых "сотрудников".