АРХАНГЕЛЬСК, 17 января. /ИТАР-ТАСС. Траулер "Новоазовск" Архангельского тралового флота (АТФ), задержанный властями Норвегии, в пятницу покинул норвежский порт Тромсё и приступил к промыслу трески в норвежской экономической зоне. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-службе АТФ.
"Новоазовск" работает в группе судов Архангельского тралового флота", - уточнили в пресс-службе.
В четверг гендиректор АТФ Юрий Никулин заявил ИТАР-ТАСС, что за траулер был внесен залог в размере около $60 тыс. "Внеся залог по совету адвоката, мы как бы согласились со штрафными санкциями, предъявленными норвежской стороной, за допущенные, по их мнению, нарушения российским судном правил рыболовства в экономической зоне королевства, - пояснил он. - Тем не менее за нами остается право оспорить их в суде». При этом гендиректор АТФ отметил, что пока говорить о судебных перспективах дела рано. "Мы должны изучить материалы, предоставленные норвежцами, провести внутреннее расследование действий капитана и судовых служб и затем принять решение», - уточнил Никулин. «Есть определенный срок, в течение которого мы это можем сделать, если не оспорим штраф в это время, то внесенные на депозит деньги будут сняты в его уплату", - говорил он.
Почему было задержано судно
Траулер "Новоазовск" был задержан фрегатом береговой охраны Норвегии "Нордкапп" 13 января. По версии капитана российского судна Василия Пащенко, причиной задержания стал незначительный технический инцидент: через поврежденную решетку шпигата (сливное отверстие в борту судна) в море оказалось случайно смыто небольшое количество маломерной рыбы. При этом капитан отрицает факт намеренного выброса рыбы, который являлся бы серьезным нарушением норвежских законов.
Несмотря на это, норвежские правоохранительные органы приняли решение взыскать с капитана штраф в размере 30 тыс. норвежских крон (около $5 тыс.). Еще на 100 тыс крон ($16 тыс.) был оштрафован судовладелец, что близко к минимальному размеру штрафа. Также был конфискован улов траулера. После внесения залога, который покрывает сумму штрафа и сопутствующие расходы, судно смогло выйти на промысел.
По норвежскому законодательству выброс в море попавшей в сети рыбы практически полностью запрещен, а для нарушителей предусмотрены крупные штрафы. С проблемой выбросов борются как в Норвегии, так и в России. Распространенная среди рыбаков практика избавляться от чересчур мелкой, дешевой или не входящей в квоту судна рыбы ставит под вопрос саму возможность точной регистрации улова и затрудняет ведение учета популяции, не говоря уже об экологических аспектах вопроса. Тем не менее единого для двух стран понятия "выброс рыбы" пока что не существует, что регулярно приводит к спорным ситуациям из-за разницы в трактовках и оборачивается неприятностями для российских рыболовов. Норвежские инспекторы порой толкуют его излишне широко, к примеру, штрафуя капитанов российских траулеров за рыбу, выпавшую из порванного трала.
АТФ находится в завершающей стадии приватизации. Газпромбанк завершил прием окончательных оферт на приобретение 100% госпакета акций ОАО "АТФ". Предложение ООО "Вирма" - 2,2 млрд руб., ЗАО "Интрарос" - 2,117 млрд руб. Теперь правительство РФ должно утвердить из двух покупателей одного нового собственника. Сделку предполагалось закрыть до конца прошлого года, но пока решения нет. «Смена собственника, конечно, влияет на обстановку на предприятии в целом, но на оперативном управлении это не сказывается», - заверил Никулин.