Все новости
Итоги визита первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова в один из городов-хозяев ЧМ-2018 - в материале ТАСС

"Какие победы без Сталинграда?", - сказав это в мае 2011 года, Владимир Путин дал понять, что Волгоград останется в числе городов, которые примут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Но это также означало, что Волгограду предстоит стать городом-героем не только благодаря историческим заслугам в Великой Отечественной, но и совершив рывок в развитии за очень небольшой срок.

Сложные демографическая и экологическая ситуации, одни из худших дорог в России, плачевное состояние транспортной системы и туристической индустрии – задачи перед городом стояли, и стоят, серьезные. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, курирующий подготовку страны к чемпионату миру, 3 апреля совершил рабочий визит в Волгоград, осмотрев основные объекты города.

На протяжении двух дней корреспондент ТАСС говорил с несколькими десятками людей самого разного статуса, побывал на всех основных объектах чемпионата мира и понял, что турнир является для города если не последним, то единственным в ближайшем будущем реальным шансом привести город-миллионник в соответствие со своим статусом. Хотя официальные лица предпочитают использовать более мягкие формулировки.

"Тезис о том, что чемпионат мира - последний шанс для Волгограда, отвергаю, но это хороший шанс, чтобы собрать финансовый, административный ресурс, и за три года привести город в совершенно другое состояние, - сказал ТАСС Игорь Шувалов сразу после окончания рабочего визита. - У города большой потенциал. Сменилось руководство, здесь есть научные, образовательные центры, имеется все для успешного развития сельского хозяйства".

"Для реализации планов нужна идеальная дисциплина, концентрация всех сил, - пояснил первый вице-премьер. – Нужно, чтобы общественность поддержала все, что планируют город, край и правительство. Мы надеемся, что люди с пониманием отнесутся к связанным со строительством неудобствам. А вообще хотелось бы, чтобы город был приведен в порядок не к чемпионату мира, а уже к 75-й годовщине Сталинградской битвы".

Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, занявший пост в апреле 2014 года, активно рассказывал Шувалову о возможностях и потенциале Волгограда, получив от первого вице-премьера публичную поддержку и услышав слова о необходимости дополнительных инвестиций и корректировок в управлении. Но один поступок губернатора Шувалов оценил уже в пятницу. После общения с журналистами Бочаров пообещал первому вице-премьеру сюрприз. Шувалов не придал этому значения, но тут увидел уроженку Волгограда Елену Исинбаеву, которая была одним из пяти человек, выступавших в декабре 2010 года в Цюрихе, где Россия получила право проведения чемпионата мира. Шувалов тогда возглавлял российскую делегацию. После неожиданной встречи первый вице-премьер, не видевший Исинбаеву с тех самых пор, долго расспрашивал ее о жизни в кабинете губернатора.

Подробности визита Игоря Шувалова в Волгоград - в материале ТАСС:

Аэропорт: возведение нового терминала должно завершиться в конце 2015 года

Дороги и транспорт: тотальная реконструкция дорог закончится к 2018 году 

Стадион: при возведении арены используется опыт Игр в Сочи

Туризм: Мамаев курган станет местом притяжения болельщиков во время ЧМ

Наследие: стадион будет использоваться не только на соревнованиях

 

Аэропорт

В аэропорту "Гумрак" ведутся работы по возведению трехэтажного здания международного терминала, строительству новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) и реконструкции старого международного и внутреннего терминалов. Работы по ВПП и возведению нового терминала должны быть завершены в конце 2015 года.

Согласно программе подготовки к чемпионату мира предполагалось, что в аэропорту будет построен временный терминал, способный справиться с пиковыми нагрузками в дни пяти-шести матчей турнира. Однако в ходе поездки Шувалов поддержал предложение губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова о необходимости создания в аэропорту мультимодального комплекса, который включал бы в себя железнодорожную станцию и автовокзал. Стоимость проекта составляет 1,2 млрд рублей и включает в себя прокладку железнодорожной ветки протяженностью 1,7 км, которая соединила бы существующую ветку железной дороги и аэропорт.

С пиковыми нагрузками "Гумрак" будет справляться за счет реверсивной системы распределения пассажиропотока, рассказал ТАСС генеральный директор аэропорта Александр Головин. "За 6 часов до начала матчей аэропорт будет работать только на прилет, после окончания матчей – только на вылет. Это позволит перевозить 1480 человек в час", - сообщил Головин. "Что касается новой взлетно-посадочной полосы, то ее длина будет увеличена с 2,5 до 2,8 км, ширина с 45 до 49 м, старая ВВП больше эксплуатироваться не будет", - добавил гендиректор "Гумрака".

"Возведение мультимодального комплекса позволит вывести маршруты междугородних автобусов из города, разгрузив центральную часть, - сказал ТАСС заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев. – Сейчас автовокзал находится на тупиковой улице в центре Волгограда, что мешает нормальному движению транспорта и пассажиров".

Предполагается, что с помощью электрички до стадиона от аэропорта можно будет добраться за 20 минут. С окупаемостью комплекса, как это произошло в Казани, проблем не будет, уверены власти - 5-6 млн пассажиров в год обеспечат ему рентабельность.

 

Дороги и транспорт

Основная часть дорог строилась в Волгограде после окончания Великой отечественной войны. На то, что осталось после бомбежек, положили кирпич, камень, щебень и залили асфальтобетоном. "Долгие годы дороги не ремонтировались, а просто выравнивались. С 50-х годов нагрузки на дороги возросли в два раза, и сейчас мы их просто раздавливаем. Признаю, что наши дороги – одни из худших в стране", - сказал Васильев.

"На протяжении 10 лет деньги в дороги вообще не вкладывались – лишь копейки на ремонт", - признал заместитель губернатора Волгоградской области Василий Галушкин в разговоре с корреспондентом ТАСС.

Проблема еще и в линейном расположении города (более 90 км вдоль берега Волги) и отсутствии объездной дороги, в связи с чем весь транзитный транспорт проходит по Второй продольной магистрали – самой протяженной улице России длиной более 50 км. "Планируется тотальная реконструкция дорог, к 2018 году они будут готовы, - заявил Васильев. – В планах строительство обходных дорог – на инвестирование этого проекта осталось два претендента: ВТБ и ВЭБ. Будет реконструировано ведущее от аэропорта шоссе Авиаторов, на 2017 год запланировано строительство рокадной дороги вдоль берега реки, которая нужна для обеспечения дублирующего подъезда к стадиону".

Ведутся работы по оптимизации работы общественного транспорта. Для разработки новой комплексно-транспортной схемы планируется привлечь инвесторов, сообщил Васильев. "Сейчас схема работы транспорта нерациональна - многие маршруты дублируют друг друга. Существует большая проблема с заполонившими город маршрутками, но мы рассматриваем вопросы создания выделенной полосы для общественного транспорта, приобретения трамваев, автобусов, троллейбусов", - сказал представитель комитета транспорта и дорожного хозяйства.

Основная ставка будет сделана на трамваи. "В планах создание третьей ветки. Проект в разработке, его предположительная стоимость – 10 млрд рублей. Вообще, трамвай – единственный вид общественного транспорта, который окупается", - сообщил Васильев.

 

Стадион

"Арена-Победа" строится на месте демонтированного Центрального стадиона между Мамаевым курганом и правым берегом Волги и рассчитана на 45 тысяч зрителей. Сейчас строители приступили к рытью котлована и обустройству бытовых зданий. К концу года планируется завершить работы по фундаменту и подводящим коммуникациям, весь стадион должен быть готов к ноябрю 2017.

Игорь Шувалов во время совещания в администрации Волгоградской области заявил, что стадион находится не в том состоянии, что он ожидал. "Сегодня нам сказали, что задержек нет, но мы с министром спорта Виталием Мутко ожидали увидеть конкретные работы нулевого цикла", - отметил первый вице-премьер. В свою очередь, генеральный директор генподрядчика ОАО "Стройтрансгаз" Михаил Хряпов заявил, что опасения заказчика о возможном отставании от графика будут развеяны за счет планируемого двукратного увеличения людского и технического ресурса. Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров пожаловался на одного из подрядчиков, сказав, что у него есть опасения за сроки поставок металлоконструкций и монолита. "Сокращайте количество посредников", - заявил в ответ Мутко.

Новая футбольная арена станет вторым в России стадионом с кровлей из вантовых конструкций. Но главный строитель "Арены-Победа" Сергей Камин, строивший в Сочи стадионы "Фишт" и "Айсберг", предпочитает пока не раскрывать все секреты. "Это второй такой проект в России после строящегося стадиона в Краснодаре, но там все-таки арена проще, - рассказал ТАСС Камин. - У нашего стадиона будет очень интересный фасад – облегченная конструкция дает легкость, ажурность. Стадион сохранит вместимость, но станет очень красивым. Считаю, это самый красивый стадион из готовящихся к чемпионату мира".

Общая стоимость работ составляет 17,1 млрд рублей. Колебания курса валют, по словам Камина, никак не сказались на итоговой смете. "Цена фиксированная, мы идем по этапу оптимизации проектных решений, используем в основном российские материалы", - сообщил главный строитель, добавив, что в Сочи он получил огромный опыт, который очень пригодится во время работ в Волгограде.

Особенность места, на котором возводится "Арена-Победа", заключается в том, что он находится в зоне боев ВОВ. Всего за время работ были найдены 11 больших снарядов, около 20 небольших и обнаруженный на днях ящик динамита. "Оператор экскаватора так перенервничал, что потом не могли найти его два дня. Боялся", - пошутил Камин.

 

Туризм

Главным местом притяжения болельщиков во время чемпионата мира станет Мамаев курган. По словам заместителя директора по оперативному управлению мемориальным комплексом Александра Кутикова, в пиковые дни турнира его смогут посетить до 100 тысяч человек. "Проблем с людскими потоками не будет – у нас шесть подходов к сердцу комплекса – скульптуре "Родина-мать зовет", - сказал он.

В данный момент комплекс на реконструкции, которая полностью завершится летом 2015 года. К 2018 году планируется провести прямую эспланаду до самого стадиона. На территории мемориального комплекса находится большой парк, в котором болельщики смогут отдохнуть, любуясь видом на Волгу.

"Раньше мы туризмом толком никогда не занимались, но с приходом Андрея Бочарова на губернаторский пост инвестиции пошли по всем направлениям. Могу сказать, что команда губернатора готова взять на себя ответственность по развитию города", - сказал замгубернатора Галушкин.

По его словам, в планах области выйти на показатель 2,5 млн туристов в год. "Уже сейчас туристический поток увеличивается. К нам тянутся французы, немцы, австрийцы, налаживаются отношения с китайцами. Также в наших планах сделать Волгоград центром патриотического воспитания России", - заявил Галушкин.

Фан-зона в Волгограде будет располагаться на набережной, к которой болельщики будут спускаться по Аллее героев. Стоящий здесь речной вокзал будет отремонтирован, будет построена рокадная дорога. "Чем будут заниматься иностранные болельщики? Отдыхать, наслаждаться кухней, степным колоритом, водой и солнцем. Но патриотическая тема будет превалирующей", - сказал замгубернатора.

С размещением проблем в Волгограде быть не должно. Будут построены 11 новых гостиниц, причем две уже введены в эксплуатацию. 

 

Наследие

Один из главных вопросов наследия чемпионата мира в Волгограде – использование стадиона. После турнира он, скорее всего, будет передан в региональную собственность. Проблема в том, что местный футбольный клуб "Ротор" погряз в долгах, играет в третьей по престижности лиге и имеет не слишком много перспектив. Отдавать современный стадион такому клубу неэффективно, но в администрации области зреют планы по возвращению волгоградской команды в элиту российского футбола.

"К 2017 году наша команда точно будет в первой лиге, в премьер-лиге – если будем хорошо работать", - сказал ТАСС замгубернатора Галушкин. Стоимость эксплуатации арены составит около 18 млн рублей в месяц, и Галушкин уже встречался с двумя управляющими компаниями: немецкой Sportfive и голландской "Амстердам-Арена". "Нам надо будет обязательно выйти на рентабельность. Помимо футбола будем максимально загружать площадку "Арена-Победа" другими мероприятиями. Так что дай бог здоровья Киркорову и Пугачевой – будем звать их", - сказал Галушкин.

Волнуют Галушкина и экологические аспекты. "Катастрофы, конечно, нет, но проблемы имеются, - констатировал он. - Вокруг города много свалок, работает немало химических предприятий, но мы заставляем их повышать экологичность производства, ищем варианты. Хорошо, что мы живем в степи, город растянут вдоль Волги – это обеспечивает солидную проветриваемость, что нас спасает".

Резко мелеет Волга. "Я призываю федеральные власти заняться этим вопросом, ведь он не только к нам относится. Надо заниматься расчисткой реки, восстановить водный баланс. Каждый год запасы воды сильно снижаются", - сообщил замгубернатора.

"Тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, город живет и развивается. Не так, как хотелось бы, но чемпионат мира является серьезнейшим импульсом для развития. И мы со всем справимся", - уверен Галушкин.