9 марта 2016, 00:16
Турнир по игре в го

В Сеуле в исторической схватке сойдутся лучший в мире игрок в го и искусственный интеллект

Ли Се Доль. AP Photo/ Lee Jin-man
Ли Се Доль
Лучший в мире игрок в го Ли Се Доль ранее заявлял, что одолеет компьютер со счетом 5:0, но после презентации, проведенной разработчиком программы AlphaGo, его оптимизм несколько угас

СЕУЛ, 9 марта. /Корр. ТАСС Станислав Варивода/. Первый из серии матчей игры в го (китайские шашки), в которых южнокорейскому чемпиону и номеру один в мировом рейтинге Ли Се Долю будет противостоять искусственный интеллект Google DeepMind, состоится в среду в Сеуле. Одержавшая пять побед сторона получит всемирное признание и миллион долларов. Игры пройдут 9, 10, 12, 13 и 15 марта по традиционным китайским правилам.

Вера в победу человека

Лучший в мире игрок в го Ли Се Доль верит в свою победу над искусственным интеллектом. На прошедшей 8 марта пресс-конференции он заявил, что опыт и интуиция смогут одержать верх над компьютерной программой, пусть и лучшей в мире."Конечно, это будет непросто, и, возможно, мне не удастся одержать победу во всех пяти раундах, но я все равно считаю так", - подчеркнул он. Чемпион отметил, что продолжает тренировки для того, чтобы дать программе AlphaGo достойный отпор.

Ранее Ли Се Доль заявлял, что одолеет компьютер со счетом 5:0. Однако после презентации, проведенной разработчиком AlphaGo Демисом Хасабисом, его оптимизм несколько угас. "Сейчас, когда я услышал рассказ о том, как работает эта программа, я уже не чувствую себя так же уверенно, как раньше", - признал корейский игрок. Впрочем, он подчеркнул, что продолжит усиленные тренировки перед матчем.

Вызов для программистов

Разработчик AlphaGo Демис Хасабис в свою очередь рассказал, что история игры го насчитывает 3000 лет. В мире в нее играет не менее 40 млн человек, а число комбинаций на игровой доске достигает 10 в 170-й степени. "Это самая сложная из игр, когда-либо изобретенных человеком, и поэтому представляет собой огромный вызов для искусственного интеллекта. Например, в шахматах каждый ход открывает примерно 20 новых комбинаций, а в го - 200. Поэтому человек просто не может просчитать все варианты, и во многом вынужден полагаться на интуицию", - отметил разработчик.

Одним из главных вызовов при написании программы он назвал неэффективность метода последовательного подбора оптимального хода из-за гигантского массива данных - это занимало бы слишком много времени. Второй большой проблемой стала невозможность оценки компьютером, кто из участников в данный момент лидирует, но ее в итоге удалось решить. От первого же способа разработчики отказались в принципе, создав полностью самообучающуюся программу. Хасабис обратил внимание журналистов на то, что метод подбора использовала система Deep Blue, которая в 1997 году смогла одержать победу в шахматах над Гарри Каспаровым.

Как тренируется компьютер

Хасабис рассказал, что AlphaGo и ее создатели готовились к чемпионату на протяжении 18 месяцев. За это время самообучающаяся программа проанализировала огромный массив данных с серверов, на которых люди играют в го онлайн. После этого AlphaGo миллионы раз сыграла в го сама с собой, прокручивая разные варианты и делая выводы их своих ошибок. В итоге к настоящему времени она легко обыгрывает любые другие программы сторонних производителей. Кроме того, в октябре прошлого года искусственный интеллект одержал победу над чемпионом Европы по го китайского происхождения Фан Хуэем.

Победа - не главное

По словам Ли Се Доля и Хасабиса, это будет исторический поединок человека против машины вне зависимости от того, кто победит.

"Главная задача - это демонстрация современных технологий. Матч не только покажет человечеству уровень развития самообучающегося искусственного интеллекта, но и поможет усовершенствовать его", - отметил Хасабис. Он подчеркнул, что в недалеком будущем используемые AlphaGo алгоритмы могут найти себе применение во многих областях науки, в частности, в медицине и робототехнике.