21 июля 2016, 11:45
ЧМ-2018 по футболу

Все вопросы по строительству стадиона к ЧМ-2018 в Самаре решены

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов (в центре) и губернатор Самарской области Николай Меркушкин (справа) во время осмотра стадиона "Самара-Арена", строящегося к ЧМ-2018. Николай Хижняк/ ТАСС
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов (в центре) и губернатор Самарской области Николай Меркушкин (справа) во время осмотра стадиона "Самара-Арена", строящегося к ЧМ-2018
Итоги визита первого вице-премьера Игоря Шувалова в город-организатор чемпионата мира по футболу - в материале ТАСС

В последнее время Самара часто фигурировала в новостных сводках как город, испытывающий проблемы при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. Речь шла о строительстве стадиона, темпы которого весной снизились. Произошло это из-за необходимости пересмотреть проект, в результате чего возник спор с генеральным подрядчиком ПСО "Казань", который доказывал, что не вписывается в первоначальную стоимость контракта, и отстаивал повышение сметной стоимости объекта.

Визит первого вице-премьера Игоря Шувалова был призван поставить точку в вопросе о том, кто продолжит строительство "Самара Арены" и как будет обеспечено финансирование.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин докладывал по этому вопросу президенту РФ, и президент дал соответствующее поручение Шувалову и министру спорта Виталию Мутко. "Итог нашей совместной работы таков, что строительство продолжит ПСО "Казань", проектная документация передается Министерству спорта РФ и будет упрощена в возможных пределах. Окончательная стоимость стадиона не превысит 18,2 млрд рублей", – заявил Шувалов.

При этом первый вице-премьер подчеркнул, что изначальный проект был очень хорошим и к вопросу завершения его именно в тех объемах, в которых он был изначально запланирован, вернутся, как только стабилизируется экономическая обстановка в стране.

"Теперь вся работа будет вестись централизованно, это обязательство перед президентом. Главная задача – достойно провести чемпионат мира. Все дополнительно заложенные возможности объектов будем делать чуть позже. Все вопросы по строительству стадиона в Самаре решены", – подвел итог Шувалов, добавив, что передача всей проектной документации по стадиону – системное решение и касается всех городов – организаторов чемпионата мира.

Первый вице-премьер признал, что в целом все мероприятия по программе подготовки к ЧМ-2018 выполняются неплохо. "Мы видели аэропорт Курумоч, это аэропорт высоких стандартов. И мы понимаем, если будет построена железнодорожная инфраструктура, это не только будет удобно для проведения чемпионата мира по футболу, но и станет огромным наследием для Самары и Тольятти", – подчеркнул Шувалов.

Шувалов выразил уверенность, что вся подготовительная работа будет проведена на должном уровне и жители города получат совершенно новый облик Самары. "Мы заинтересованы в том, чтобы город получил обновление, совершенно другую городскую среду. Для этого будем проводить совместную работу федерального и областного правительства", – добавил он.

Аэропорт: простота и функциональность

Первым объектом, который Шувалов осмотрел во время визита в Самару, стал аэропорт Курумоч. Первый вице-премьер остался доволен увиденным: "Аэропорт очень простой и функциональный. Мне очень понравился, во всех европейских городах можно встретить такие аэропорты".

На мой взгляд, главным объектом чемпионата мира с точки зрения наследия является аэропорт. Он является тем агломерационным проектом, который и сам будет развиваться и обеспечивать агломерационные потоки
Алексей Гришин
министр строительства Самарской области

Строительство нового аэровокзала началось в июле 2013 года, и уже менее чем через полтора года, 24 декабря 2014-го, Росавиация выдала разрешение на ввод в эксплуатацию нового пассажирского терминала. Курумоч занял 11-е место в рейтинге крупнейших аэропортов России и по всем показателям существенно превосходит старый: он практически в четыре раза больше (42 тыс. кв. м против 11 тыс. кв. м), вместо 14 стоек регистрации 24, 30 кабин в зоне паспортного контроля вместо 12, четыре транспортера для обработки багажа вместо двух, семь телетрапов при том, что в старом аэропорту их не было вовсе.

В 2015 году Курумоч принял 2,2 млн пассажиров. Когда эта отметка достигнет 3-3,5 млн пассажиров, будет применена опция расширения территории аэропорта до 60 тыс. кв. м, причем это никак не скажется на его работе. Старый терминал сейчас законсервирован и приводится в порядок с целью вспомогательного использования в 2018 году.

Особенность самарского аэропорта заключается в том, что зона регистрации и досмотра для внутренних и международных рейсов едина. Это позволяет лучше распределять потоки пассажиров и эффективно бороться с очередями.

Аэропорт оформлен в стиле ретрофутуризм, тема дизайна – "Взгляд людей 60-х на космическое будущее". В прошлом году бизнес-зал Курумоча стал победителем в номинации "Дизайн-идея" ежегодной международной премии в области дизайна.

По мнению министра строительства Самарской области Алексея Гришина, именно аэропорт станет ключевым объектом наследия чемпионата мира. "Турнир дает громадный толчок к развитию прилегающей к стадиону зоны и "Гагарин-центра", – подчеркнул Гришин. – Однако, на мой взгляд, главным объектом чемпионата мира с точки зрения наследия является аэропорт. Он является тем агломерационным проектом, который и сам будет развиваться и обеспечивать агломерационные потоки".

Дороги и транспорт: на стадион по Арене-2018

В настоящий момент начинаются работы по строительству двух главных улиц, ведущих к стадиону, – Дальней и Арены-2018. "По этим двум дорогам уже ведется предварительная работа. Проектная документация прошла экспертизу, в августе они будут расторгованы. Эти дороги обеспечат подъезд к стадиону", – подчеркнул Гришин.

В зоне стадиона будет построен автовокзал, площадка для конечных остановок автобусов. Он будет не только принимать внутригородские рейсы, но и работать на пригородное сообщение
Алексей Гришин
министр строительства Самарской области

Если брать общественный транспорт, то большая часть болельщиков будет доставляться до стадиона на скоростном трамвае. "Мы продлим ветку до территории, прилегающей к стадиону, и сделаем разворотное кольцо. В зоне стадиона будет построен автовокзал, площадка для конечных остановок автобусов. Он будет не только принимать внутригородские рейсы, но и работать на пригородное сообщение. Такое решение позволит дополнительно разгрузить центральную часть Самары от автотранспорта. Что касается направления со стороны аэропорта, будет организовано движение шаттлов", – отметил Гришин.

Все работы по строительству транспортной инфраструктуры, в том числе по строительству улиц Дальняя и Арена-2018, а также по строительству линии скоростного трамвая, должны завершиться к декабрю 2017 года. Весной 2018-го возможны лишь отдельные завершающие работы.

В ходе совещания, приуроченного к визиту Шувалова, также обсуждался вопрос устройства железнодорожного сообщения по маршруту Самара – Курумоч – Тольятти. "Губернатор проводит соответствующую работу с ОАО "РЖД", с Министерством транспорта РФ. Здесь есть некоторые интересные задумки, в том числе которые могут быть реализованы и при участии иностранных партнеров", – отметил Шувалов, подчеркнув, что этот проект должен быть обязательно реализован, пусть и не в рамках подготовки к чемпионату мира.

Стадион: строительство вернется в график уже осенью

Самара получила ответы на два главных вопроса: кто будет строить стадион и на какую сумму при этом рассчитывать. "Это решение уточнило вектор направления строительства, и теперь весь механизм у нас заработает более уверенно", – отметил заместитель генерального директора ПСО "Казань" Сергей Пономарев.

Само отставание не критично. С точки зрения документации и организации все окончательно утрясется в ближайший месяц. Тогда мы уже сможем полностью развернуться
Сергей Пономарев
заместитель генерального директора ПСО "Казань"

По словам Пономарева, отставание от графика строительства, которое составляет два-три месяца, будет ликвидировано в самое ближайшее время. "В график мы войдем осенью, – заверил он. – Мы попали в красную зону, будем из нее выходить. Само отставание не критично. С точки зрения документации и организации все окончательно утрясется в ближайший месяц. Тогда мы уже сможем полностью развернуться".

Меркушкин объяснил, за счет чего можно будет сократить расходы на строительство: сэкономить на внутренней отделке, при этом часть помещений будет отдана в аренду частному бизнесу. Экономию может дать и строительство не капитальных, а блочных вспомогательных сооружений, которые должны появиться к чемпионату мира. "Мало что изменится, потому что основная конструкция стадиона уже практически готова, – подчеркнул губернатор. – Часть зданий, которые должны построить стационарно, например по подаче электроэнергии, будут блочными. Блочные варианты дешевле, чем капитальные сооружения. И за счет этого определенная сумма будет сэкономлена. Для нас это даже лучше – после чемпионата мира часть этих сооружений будет отсюда "выводиться", – пояснил губернатор.

На данный момент готовность арены приближается к 50%. "Южная трибуна уже имеет пятую отметку, на ней делаются балки под последнюю гребенку под трибуну. Эту программу нужно реализовать летом. На нижнем ярусе гребенка уже готова. Фактически эта трибуна достигла окончательной высоты", – рассказал Пономарев.

В архитектурном решении стадиона, рассчитанного на 45 тыс. зрителей, отражен образ Самары как города авиационных и космических технологий. Сооружение будет представлять собой сферический купол высотой до 60 м с вырезом в центре, напоминая некий космический объект.

Параллельно со строительством арены будут вестись и комплексные работы по благоустройству территории. Предполагаемая сумма инвестиций в это направление составит 1,5 млрд рублей. На прилегающей к арене территории появятся пешеходные дорожки, спортивные площадки, парковая зона. Все земляные работы по этому направлению должны быть выполнены в этом году.

Туризм: миллион гостей в 2018 году

В рамках подготовки к чемпионату мира предусматривается комплексное развитие туристской инфраструктуры, которая будет задействована в период проведения турнира и будет в последующем работать на привлечение туристов на территорию Самарской области. В 2018 году произойдет увеличение средней годовой загрузки средств размещения Самарской области на 10-15%, что предполагает увеличение туристского потока на 80-120 тыс. человек. Прогнозируемый поток в 2018 году – около 1 млн туристов.

На данный момент 53-58% гостиниц сертифицировано. Срок по сертификации был продлен до конца года
Алексей Гришин
министр строительства Самарской области

Стабильной популярностью пользуются волжские речные круизы, организуемые самарскими туроператорами. По статистике, более 40% всех речных круизов, проводимых на территории России, приходится именно на долю круизов по Волге. "По количеству формируемых теплоходов регион занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, – подчеркнул руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев. – Помимо стандартного предложения отправки из Самары речных круизов по Волге, предполагается также задействовать ряд теплоходов под размещение гостей чемпионата. В настоящее время мы ведем проработку данного вопроса".

В самой Самаре главным местом сбора болельщиков станет фан-зона. Официальная площадка ФИФА расположится на площади Куйбышева, которая считается самой большой площадью в Европе и максимально соответствует всем требованиям. Ожидается, что самарский фанфест будет и самым многочисленным среди регионов – площадка сможет вместить около 35 тыс. человек, больше примет только фан-зона в Москве. На выполнение работ по проектированию и капитальному ремонту площади предусмотрено финансирование в размере 453,05 млн рублей. Работы начнутся в этом году и должны быть выполнены в полном объеме до конца следующего.

Как подчеркнул Гришин, особое внимание в Самаре уделяется вопросу размещения. "Сейчас идет процесс классификации и аккредитации гостиниц. На данный момент 53-58% гостиниц сертифицировано. Срок по сертификации был продлен до конца года, – отметил он. – Работа по гостиницам делится на две части: часть нужно классифицировать, часть построить. Те гостиницы, которые надо построить, – их две ("Лотте плаза" и "7 авеню"). По ним мы ведем работу с инвесторами о формировании графиков строительства и сдачи в эксплуатацию. Считаем, что они будут сданы в срок".

Наследие: база для развития Самаро-Тольяттинской агломерации

Территория, выделенная под строительство "Самара Арены", – это не только стадион, но и наукоград "Гагарин-центр". "Эта территория будет быстро и качественно развиваться и после чемпионата мира. Если рассматривать агломерацию в целом, то это точка притяжения как для Самары, так и для Тольятти", – отметил Гришин. 

Главное преимущество строительства "Гагарин-центра" именно на этом месте заключается в том, что все инженерные коммуникации, дороги у наукограда будут объединенными со стадионом, в строительство которого сейчас вкладываются большие средства. Кроме того, часть "Гагарин-центра" в 2018 году будет использоваться в рамках чемпионата мира. "Во время турнира там планируется разместить большое количество парковок", – пояснил Гришин.

Эта территория будет быстро и качественно развиваться и после чемпионата мира. Если рассматривать агломерацию в целом, то это точка притяжения как для Самары, так и для Тольятти
Алексей Гришин
министр строительства Самарской области

Недалеко от комплекса "Гагарин-центра" на основе государственно-частного партнерства будет построен агропарк, часть помещений которого также будет задействована при проведении мирового первенства. "Одно будет дополняться другим. Людям, которые будут жить в "Гагарин-центре", будет комфортно находиться в зоне спортивных объектов. Сейчас появляется большое количество инвесторов, есть проекты по созданию дельфинария и океанариума", – добавил Гришин.

В районе "Гагарин-центра" появится и высотная доминанта всего комплекса объектов, которые будут возведены на месте Радиоцентра. Сейчас планируется строительство небоскреба высотой до 240 м (порядка 87 этажей), а рядом будут построены здания меньшей высоты. Сама "высотка" будет выполнена в космической тематике.

Чемпионат мира по футболу станет хорошим поводом для развития всей Самаро-Тольяттинской агломерации с центром притяжения на территории, где разместится стадион и "Гагарин-центр".​