26 ноября 2018, 12:53
Статья

ТАСС — о том, как нынешний сезон может повлиять на титулованную спортсменку, и благодаря чему ей удастся вернуться на вершину

Евгения Медведева. EPA-EFE/ GUILLAUME HORCAJUELO
Евгения Медведева

Анализировать выступление двукратной чемпионки мира и Европы Евгении Медведевой в серии Гран-при текущего сезона невероятно тяжело. Не с технической точки зрения — тут-то как раз все предельно ясно. С эмоциональной. Вся первая половина сезона для некогда сильнейшей фигуристки планеты превратилась в один большой сгусток отрицательной энергии, от которого негде укрыться.

Сейчас сколько угодно можно говорить о том, что было бы, если бы Медведева откаталась на этапе во Франции лучше. Да только дело это неблагодарное. Возможно, по-человечески правильнее было бы взять и забыть этот проклятущий турнир в Гренобле и продолжить поступательное движение вперед, если бы не одно "но". Неудача на заключительном этапе Гран-при — это не просто случайная ошибка, которая точно больше не повторится, а настоящее крутое пике.

А самое печальное, что такой вариант развития событий предполагался. Более того, все к этому и шло. Но, честно, до последнего хотелось ошибиться, потому что видеть падение спортсменов такого масштаба — это всегда больно. Независимо от личных пристрастий.

Прокат в Гренобле — сигнал бедствия

Во Франции Евгении необходимо было побеждать, чтобы не зависеть от соперниц при распределении путевок в финал Гран-при. Фавориткой этапа была невероятно талантливая 16-летняя японка Рика Кихира, бороться с которой очень сложно. Кто-то, быть может, лелеял робкую надежду на это, но лучше было бы закладываться на более реальную задачу — второе место с суммой баллов не менее 198,81, что также позволило бы Жене выступить в финале серии.

И ведь задача более чем выполнимая. Таковой была изначально, а по ходу дня стало еще лучше. Французский лед принес неудачи всем соперницам россиянки в короткой программе — американка Брэйди Тэннелл недокрутила все прыжки кроме двойного акселя, Кихира сделала заезд на триксель, но в последний момент передумала и выдала "бабочку" в 0 баллов. Одна из главных надежд японского женского одиночного катания последних лет Марин Хонда не справилась с каскадом, а ее соотечественница Маи Михара откатала, в общем-то, на свой уровень — средне, но на фоне неудач оппоненток ей удалось пролезть в лидеры.

Медведева выходила на лед последней. Казалось бы, груз ответственности, нервы и прочее, но все это про кого угодно, но только не про двукратную чемпионку мира. Скорее даже наоборот — в момент своего выступления россиянка уже знала, что грозное японское трио во Франции дружно решило отдохнуть, а это значит, что свое брать Евгении можно было и нужно было.

Но вышло не ахти. С первых же аккордов музыки стало понятно, что Евгения либо перенервничала, либо перетренировалась — ее лицо выглядело слишком воинственно. И это под игривый джаз в исполнении Натали Коул. Ее движения были медленными и какими-то невероятно тяжелыми, но главная ошибка российской фигуристки случилась на каскаде — вместо тройного тулупа в сочетании с тройным флипом получился двойной с грузным выездом.

После завершения проката выражение лица Медведевой сменилось с боевого на отчаянное, она и сама, похоже, уже не верила в продолжение борьбы за призовую тройку. Но итоговые баллы оказались неплохими — 67,55 с отставанием от лидера короткой программы Михары в 0,4 балла, а от идущей второй Кихиры — 0,09. Промежуточное третье место с крошечным разрывом вселяло оптимизм.

И в этой ситуации чьим-то провидением казалось блестящее выступление Станиславы Константиновой в произвольной программе. Десятая в короткой, россиянка выдала просто сногсшибательный произвольный прокат и взлетела на первое место, где долгое время и пребывала, как бы говоря всем нам — все возможно! Но дальше стало тревожнее — собралась с силами Тэннелл, с недокрутами, но без падений выступила Хонда, Михара свою "произволку" доделывала с полузакрытыми от усталости глазами, но все равно получила хорошие баллы, а Кихира упростила прыжковый контент (вместо тройного акселя в каскаде с тройным тулупом сделала двойной) и выехала с ним на первое место.

Медведевой опять предстояло выступать последней и снова — без тени легкости на лице то ли от утомления (морального/физического), то ли от ощущения, что шансы на финал Гран-при стремительно тают. И это настроение в полной мере отразилось в прокате — на первом же прыжковом элементе (двойной аксель) россиянка допустила падение, дальше последовал невыразительный тройной лутц, а ближе к середине программы — фатальная ошибка на тройном тулупе в каскаде с флипом в три оборота. Судьба Медведевой была предрешена еще до появления итоговых баллов; лучшая фигуристка последних лет впервые в карьере оказалась за бортом финала серии.

Удар по самооценке

Сама фигуристка связывает неудачу на этапе во Франции с психологией. "Честно говоря, я просто не хочу снова называть свой прокат ужасным, проблема на 100% в голове, я признаю свои ошибки, я не из тех, кто будет их отрицать", — сказала спортсменка после завершения этапа. Лезть в чужую голову — занятие бестактное, но что-то наводит на мысли, что Евгения сама до конца не разобралась в причинах произошедшего. При этом общий посыл, безусловно, верный, так как все идет от головы. Вопрос только в том, какой смысл вкладывать в эту фразу и насколько глобально ее использовать.

За пояснением лезем в таблицу выступлений Евгении на протяжении карьеры. Хотите — добавьте к ним юниорский уровень, хотите — нет, но суть будет единой. Россиянка не просто безраздельно доминировала на протяжении нескольких лет — она вообще не оставляла соперницам ни единого шанса.

Сколько раз Медведева била мировые рекорды? Целых шесть раз, и это без учета тех, что не были ратифицированы Международным союзом конькобежцев (ISU). Буквально с первого старта на взрослом уровне на всех турнирах с участием Евгении было четкое разделение на Медведеву и всех остальных. Она была самой настоящей примой, выхода которой на лед с нетерпением ожидали зрители. Каждый взмах рукой — восторг, каждый прыжок — буря оваций.

И все это давалось ей с какой-то необычайной легкостью, как будто бы по-другому и не бывает. А по-другому и не было. Но это тогда, в прошлой жизни, а сейчас ситуация кардинальным образом переменилась. Возможно, выражение "с небес на землю" прозвучит слишком вульгарно в данной ситуации, но, в сущности, именно это сейчас и происходит.

Еще вчера ты выходишь на лед и побеждаешь при любых раскладах, а сегодня Брэйди Тэннелл уже не просто девушка из второй разминки, а вполне реальная конкурентка. Добавим к этому момент, о котором обычно умалчивают: победы Медведевой были красивыми, но слишком односторонними. Женя не привыкла к конкуренции, ощущению близости поражения, что, возможно, сейчас сказывается на ней не лучшим образом. Безусловно, она в этом не виновата, но это данность.

И в этом смысле очень правильные слова еще до старта сезона сказал нынешний тренер россиянки канадец Брайан Орсер. Он подчеркнул, что россиянке предстоит долгая работа над собой, а про победы на всех стартах лучше даже и не думать. "Ей нужно научиться проигрывать", — добавил он, и с этим, опять же, нельзя не согласиться.

Да только на деле все выходит не так просто. Временное погружение в рутинную работу и обучение "проигрышам" проходит слишком болезненно. И в этой связи откровенно удивляют заявления Орсера аккурат в канун этапа во Франции о небывалой физической форме Медведевой, а также о внеплановом усложнении произвольной программы фигуристки за счет добавления каскада двойной аксель + тройной риттбергер. Что это, если не давление на конкуренток перед стартом?

А раз есть давление, значит, есть определенные турнирные задачи. А раз есть турнирные задачи, значит, есть и цель занять место повыше — вероятно, где-то в районе призовой тройки, дающей путь в финал Гран-при (пугать девушек второго эшелона достаточно сложным каскадом — это вряд ли). А раз есть такая цель, значит, проигрывать-то на самом деле никто не собирается.

И Медведева снова идет в неравный бой, который ей не суждено выиграть ввиду целого ряда объективных причин. После стольких лет пребывания на вершине она безрезультатно (и что самое страшное — бесцельно) бьется о закрытую дверь. Что это даст двукратной чемпионке мира и Европы с точки зрения психологии? Вряд ли хоть что-то хорошее, и с этим определенно надо что-то делать.

Закрепление ошибок

Еще одна проблема, вскрывшаяся по ходу этого тяжелейшего сезона, кроется в работе над ошибками. Перед стартом сезона Евгения ушла от своего давнего тренера Этери Тутберидзе к Орсеру и за этот шаг подверглась шквалу критики. Скажем прямо — незаслуженно. Их личные взаимоотношения оставим в сторонке, а сухой остаток в виде желания сменить обстановку и попробовать новые методики работы не может и не должен вызывать никакого негатива.

Тем более что цель переезда в Канаду была весьма благородной — сделать шаг вперед и исправить технические недочеты. Которые, прямо скажем, у россиянки присутствовали на всем протяжении карьеры, и самые заметные из них — стабильно нечеткое (а когда — и неправильное) ребро конька при исполнении лутца в три оборота, а также вечная борьба с двойным акселем. И так уж вышло, что аксель и лутц — два самых сложных и "дорогих" прыжка в фигурном катании, и если ты рассчитываешь быть конкурентоспособным, их нужно делать безупречно.

Орсер знал, что работа над исправлением этих элементов у достаточно взрослой по современным меркам фигуристки (Евгения начала нынешнюю серию Гран-при в 18 лет, а закончила уже 19-летней) требует много усилий и времени, поэтому в той своей ремарке про умение проигрывать предусмотрительно добавил, что для выхода на новый уровень россиянке потребуется около полутора лет. Опять же утверждение бесспорное, ведь исправить что-то порой гораздо тяжелее, чем создать с нуля. Тем более что в некоторой степени сотрудничество Медведевой и Орсера уже приносит плоды — аксель в два с половиной оборота в исполнении россиянки действительно стал чуть лучше.

А вот в остальном — беда. В этом сезоне Медведева выступила на трех турнирах без учета контрольных прокатов сборной России, один из которых — сентябрьская "предсезонка" в канадском Оквилле. Решение вкатываться в сезон неподалеку от места жительства было верным, учитывая сбой в тренировочном процессе при летней подготовке ввиду значительных перемен в жизни, — Евгении определенно и без того хватало стрессов. Сам старт вышел скомканным и с падениями и завершился итоговым вторым местом (первой стала Тэннелл), но это первый турнир в сезоне, поэтому выводов никто не делал.

Во второй раз за осень Евгения вышла на лед уже в конце октября на этапе Гран-при и снова — в Канаде. Акцент на месте проведения сделан не случайно — Медведева каталась в достаточно комфортных для себя условиях, чего нельзя сказать, к примеру, о победительнице этапа в Лавале Елизавете Туктамышевой, которой на соревнования в Канаду пришлось лететь из Москвы. Короткая программа в Лавале у Евгении получилась катастрофической, и виной тому падение с тройного флипа и отказ "цеплять" к нему тройной тулуп, из-за чего россиянка осталась без ценного каскада с надбавкой за выполнение элемента во второй части проката (базовая стоимость с учетом коэффициента сложности — 10,45 балла). Также вновь всплыло неясное ребро на лутце, из-за чего судьи поскупились на надбавки за качество исполнения элемента (GOE), выписав дополнительно лишь 0,34 балла.

Произвольную программу Медведева выиграла, что позволило в сумме стать третьей. Впрочем, и на этот раз не обошлось без помарок — снова злополучный лутц (в каскаде с двумя двойными тулупами было неясное ребро, а вот в одиночном ребро было неправильным, из-за чего базовая стоимость уменьшилась почти на 1,5 балла, а вкупе с вычетом по GOE — на 2 балла) и небольшой недокрут на риттбергере.

И это опять можно было списать на разовую акцию, если бы, к примеру, каскад тройной флип + тройной тулуп не был бы снова сорван уже во Франции. Но это что касается прыжкового контента, а он, как известно, очень коварен и может подвести абсолютно любую фигуристку в самый неподходящий момент. Гораздо сильнее пугает другое — за первую половину сезона российская спортсменка растеряла базовые элементы, а именно — дорожки шагов и вращения.

Например, дорожка наивысшего (четвертого) уровня сложности удалась Евгении лишь однажды за четыре проката на Гран-при — в ходе канадской "произволки", на всех остальных стартах судьи стабильно ставили третий уровень. Комбинированное вращение со сменой ноги и позиции, которое традиционно идет в конце программ, вообще стало слабым местом Медведевой в текущем сезоне — мало того что россиянке всего один раз (и снова — в Канаде) удалось выполнить его на самом высоком уровне сложности, так судьи еще и систематически придирались к количеству смен позиций при выполнении элемента, из-за чего стоимость вращения непременно занижалась.

Безусловно, стоимость этих элементов по отдельности невелика, однако если смотреть в сумме, то цифры получаются приличные. Медведева в среднем теряла на дорожках и вращениях около пяти баллов на каждом этапе, что недопустимо для фигуристки ее уровня. Очевидно, Евгения столкнулась с системным кризисом по части техники, чего с ней раньше никогда не было. Однако через это в разные годы приходилось проходить многим фигуристкам, и внушительный процент из них возвращался в элиту.

Судьи станут строже

Непопадание в финал Гран-при само по себе не является серьезным поражением, если рассуждать о турнирных раскладах на сезон. Гран-при вообще является больше коммерческим турниром с неплохими призовыми, на этапах которого можно подготовиться к главным стартам — национальным чемпионатам, а также мировым первенствам и чемпионатам Европы/четырех континентов. Но в случае с Евгенией ситуация иная.

На старте карьеры Медведева завоевала любовь не только зрителей, но и судей. Такое явление — норма для фигурного катания, здесь вчерашний чемпион может получить чуть более высокие оценки, и с этим ничего не поделать. Дело в том, что данный вид спорта сильно завязан на конкретных персоналиях, вызывающих наибольший зрительский интерес, и откровенно обижать любимцев публики судьи, как правило, не решаются.

В случае с Медведевой судейская лояльность выражалась в хороших баллах по второй шкале, она же — компоненты. Евгения за годы карьеры приучила весь мир к легкому, артистичному и по-настоящему притягательному катанию, во многом благодаря ей в России вспыхнул новый виток интереса к данному виду спорта, посему исходная планка оценок фигуристки по части представления программ традиционно достаточно высокая. Да, себе же образца олимпийского сезона Евгения по части компонентов проигрывает в среднем балла на 3 в короткой и на 7–8 в произвольной, но это скорее вызвано техническими ошибками россиянки — по новым правилам ISU арбитры не могут выставлять слишком уж высокие оценки по второй графе при откровенно сорванных прыжках.

В текущем сезоне Евгения по компонентам уступала лишь россиянке Алине Загитовой (в среднем около 1 балла в короткой и около 2 — в произвольной) и японке Сатоко Мияхаре (какие-то сотые балла преимущества Сатоко в обеих программах). И это притом, что ввиду не самой лучшей физической формы Медведева просто не может на данный момент кататься на уровне себя самой с Игр-2018, а Мияхара с Загитовой колоссально грубых ошибок в ходе сезона не допускают. Кроме того, и Сатоко, и Алина подпадают под категорию "любимцы публики", а у Загитовой в довесок идет золотая медаль Олимпиады.

Но везет тому, кто везет. Хорошие надбавки Медведевой по GOE за выполненные элементы и "компонентные" баллы пошли на спад на этапе во Франции. Судьи увидели, что Евгения на текущий момент не соответствует выставленной в начале сезона планке, и самостоятельно начали ее занижать. Кроме того, на двух этапах россиянке удалось взять лишь одну медаль — бронзу в Канаде, а это значит, что прямо сейчас она уже не является лидером мирового женского катания и в щедрых надбавках не нуждается.

И вот в этих условиях первое в карьере непопадание в финал серии уже выглядит критичным. А возвращать любовь судей после спадов довольно сложно.

Выход есть

Впрочем, ни в коем случае нельзя сбрасывать Медведеву со счетов в будущем. Этот сезон Гран-при получился для россиянки плохим, но не провальным, если учитывать обстоятельства. В сущности, мы имеем утомленную изнурительным олимпийским сезоном фигуристку, не так давно залечившую травму ноги и форсировавшую летнюю подготовку из-за перехода к другому тренеру и переезда в другую страну.

Не так уж много фигуристок сохраняли способность держать планку после Олимпиад, а уж если вычесть еще и тех, кого в самый неподходящий момент застали врасплох возрастные изменения тела… Да, на Евгению было тяжело смотреть в этом сезоне, но если отбросить эмоции в сторону, произошло именно то, что должно было произойти, — смущают лишь обстоятельства, сопутствующие этому. Завышенные ожидания Медведевой от самой себя загнали ее в угол, и выбраться из него ей пока не хватает сил.

Но сейчас Евгении необходимо взять себя в руки и собраться с мыслями. Не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а чтобы для себя самой четко и внятно определиться — чего она хочет от своего катания?

Если побед, то это огромный вопрос. В следующем сезоне во взрослый уровень перейдут Александра Трусова и Анна Щербакова из группы Тутберидзе, технический контент которых благодаря четверным прыжкам превосходит по базовой стоимости некоторых достаточно сильных мужчин-одиночников, к тому же Туктамышева и Загитова вряд ли будут стоять на месте. Медведевой будет колоссально сложно догнать изначально более техничных фигуристок, посему есть риск вновь упереться в стену.

Очень хочется, чтобы при ответе на данный вопрос Евгения выбрала что-то вроде "кататься в свое удовольствие". Это именно то, чего Медведевой по-настоящему не хватало в нынешнем сезоне для того, чтобы продолжать радовать болельщиков. Преодолеть кризис (в том числе возрастной), накачивая себя мыслями о необходимости достигать высот на морально-волевых, невозможно — во всяком случае, без тяжелых последствий для психики, посему на данном этапе российской фигуристке прежде всего нужно не на словах, а на деле научиться отпускать ситуацию и, наверное, все-таки смириться с мыслями о том, что проигрывать не так уж зазорно, а уж потом заниматься восстановлением и усложнением технического арсенала. Результаты при таком подходе непременно вернутся — посмотрите хоть на итальянку Каролину Костнер (пережила не один тяжелый период в карьере и продолжала выступать на высочайшем уровне в 30 лет), хоть на Туктамышеву.

Но на данный момент в сухом остатке имеем следующее — последним на текущий момент стартом Медведевой в нынешнем сезоне станет декабрьский чемпионат России в Саранске. Национальное первенство в сезоне-2018/19 по уровню конкуренции будет куда интереснее как финала Гран-при, так и чемпионата мира, и это без преувеличения. Помимо лидеров взрослого катания туда приглашены те самые юниорки Трусова, Щербакова и Алена Косторная, посему призовое место Медведевой на чемпионате России будет завоевать невероятно тяжело. При этом Евгения имеет все шансы попасть по итогам национального первенства в число участниц чемпионатов Европы и мира если не напрямую, то хотя бы решением федерации.

Владислав Жуков