ТАСС — об итогах выступления олимпийской чемпионки 2018 года в Канаде

Финал Гран-при в Ванкувере запомнится надолго. Такого накала, такой борьбы и, что самое главное, такого уровня катания от всех участниц в финале серии не было уже очень давно.

Хочется бесконечно долго рассыпаться в комплиментах буквально всем — нашей 16-летней звездочке Софье Самодуровой, не сорвавшей ни одного элемента в первом для себя "взрослом" старте такого высокого статуса (лишь дорожка шагов в короткой программе опустилась до третьего уровня, но это просто капля в море). Каори Сакамото, за прыжками которой наблюдать одно удовольствие, великолепной "катальщице" Сатоко Мияхаре. И, конечно же, Елизавете Туктамышевой, оценки которой, по мнению экспертов, явно занижают.

Что же до победительницы финала — 16-летней японки Рики Кихиры, которая на канадском льду в одночасье превратилась в первый номер сборной Японии, — то она завораживает. Ее техническая база в последнее время стала предметом обсуждения среди широкого круга людей. Но не менее примечательно то, как она катается. Кихира чувствует музыку, не выбивается из такта и скользит невероятно плавно — кажется, будто бы ей все дается с такой необычайной легкостью, что выпусти ее на лед после проката произвольной программы, и она непременно снова сделает что-нибудь эдакое. Не настолько сложное, как каскад из тройного акселя и тройного тулупа, конечно, но определенно что-то очень красивое.

Но нас интересует не это. Точнее, не столько это, сколько другой момент, гораздо более чувственный и щепетильный. И очень важно при его рассмотрении правильно расставить акценты.

Загитова вторая, но каталась великолепно

Олимпийская чемпионка 2018 года россиянка Алина Загитова не смогла выиграть свой второй "взрослый" финал Гран-при. В Ванкувере она стала второй, уступив Кихире суммарно менее семи баллов. Россиянка "отпустила" свою соперницу в короткой программе и в произвольной уже не смогла отыграть отставание.

Но что мы увидели в Ванкувере в исполнении лучшей фигуристки планеты последних лет? На короткую программу Алина вышла немножко растерянной и не сразу смогла найти себя в музыке. В начале выступления она не всегда попадала в композиционные акценты, а в концовке проката сделала завершающее движение рукой чуть раньше положенного. Позднее Алина признается, что сумбур в голове возник из-за того, что она проспала и едва не опоздала на автобус до арены, где проходили соревнования.

Однако это все мелочи — в остальном Алина была великолепна. Она не допустила ни одной грубой ошибки по части техники, в начале программы филигранно исполнила коронный каскад из тройного лутца и тройного риттбергера, закрепила неидеальным на выезде, но все же "плюсовым" двойным акселем и добила мастерским тройным флипом с поднятыми руками в концовке. Все три вида вращений, а также дорожка шагов были выполнены россиянкой на максимальный четвертый уровень сложности — из всей шестерки сильнейших фигуристок мира в короткой программе в Ванкувере это удалось лишь Загитовой и Туктамышевой.

Возможно, надбавки за качество исполнения элементов (GOE) могли бы быть повыше (Алина по этой части уступила Кихире в короткой программе почти на два балла), также есть вопросы к оценкам за компоненты, где Загитова обошла японку менее чем на балл. Однако вряд ли здесь можно говорить о судейском произволе — разве что о небольшом лоббировании интересов отдельно взятой национальной федерации, желающей поярче представить миру свою и без того запредельно сильную фигуристку.

На произвольную программу Загитова выходила под четвертым стартовым номером — аккурат перед Туктамышевой и Кихирой. Погруженная в свои мысли в момент выезда, она моментально включилась в прокат с первых же аккордов музыки и выдала лучшую версию своей "произволки" по части представления программы. А уже на следующее утро исполнительный директор Канадской федерации фигурного катания и по совместительству комментатор юниорских соревнований на официальных интернет-ресурсах Международного союза конькобежцев (ISU) Тед Бартон рассказал, что Алина на разминке перед произвольной программой споткнулась о телевизионный кабель и серьезно подвернула ногу — настолько, что ее тренерский штаб готовился снять ее с соревнований. Позднее ТАСС эту информацию подтвердил гендиректор Федерации фигурного катания на коньках России Александр Коган.

Но Загитова настояла на продолжении борьбы. Более того, ни сама фигуристка, ни ее тренер Этери Тутберидзе не обмолвились об этом ни единым словом. Хотя это не могло не сказаться на прокате Алины — в начале произвольной программы после прекрасного двойного акселя у россиянки не получился каскад тройной лутц + тройной тулуп (последний прыжок получился одинарным из-за затяжного выезда с лутца), что фактически завершило борьбу за золото.

При всем этом далее Загитова показала максимум: идеально выполнила оставшуюся прыжковую заявку и выкрутила все вращения на четвертый уровень, став в итоге единственной фигуристкой в этом финале, не завалившей ни одного базового элемента за два проката. А какая у нее была дорожка! Выполнять элемент с таким изяществом и на такой скорости при наличии травмы могут только великие мастера.

После Загитовой на лед вышла Туктамышева и выдала едва ли не лучший прокат произвольной программы в карьере. С одной небольшой помаркой на выезде из сложнейшего тройного акселя россиянка натурально "зажгла" зал, но неприлично крошечные оценки за компоненты (66,61) не позволили ей рассчитывать на борьбу за золото. И за это судьям должно быть стыдно.

Кихира дала повод усомниться в своей победе, едва удержавшись на ногах после неудачного тройного акселя с недокрутами и оставшись в итоге без каскада, но после японка показала невероятную силу воли и чисто сделала все элементы, добавив к тому же несостоявшийся тройной тулуп к тройному лутцу и сделав тем самым третий каскад. В "произволке" Рика обошла Алину на два балла и одержала уверенную победу.

Могла ли Загитова завоевать золото? Вероятно, да, но для этого должно было сложиться несколько "если". К примеру, в произвольной программе она могла бы не добавлять одинарный тулуп к тройному лутцу и "прицепить" тройной тулуп к флипу в три оборота в конце программы. Базовая стоимость первого каскада составляет 6,3 балла (плюс мизерные GOE 0,34), второго с учетом надбавки за прыжок во второй половине — 10,45. При хорошем исполнении элемента можно было бы увеличить техническую оценку примерно на пять баллов, что, возможно, положительно сказалось бы и на компонентах. При ошибках Кихиры это могло бы уравнять шансы двух фигуристок на победу. Однако это всего лишь разговоры в воздух.

Битва с самой собой

Впрочем, ни в коем случае нельзя считать серебро Загитовой провалом. Да и неудачей-то это едва ли можно назвать. За аргументами идем в таблицу выступлений россиянки в нынешнем сезоне: первый ее старт был в Германии на "предсезонке", на котором 16-летняя россиянка стала абсолютной мировой рекордсменкой. Далее последовал этап Гран-при в Хельсинки, где Алина даже с ошибками разгромила соперниц в пух и прах, а после — московский этап серии, на котором, помимо золота, она обновила собственный же рекорд в короткой программе. Теперь — второе место в финале престижнейшего международного турнира в упорной борьбе с двумя обладательницами элементов "ультра-си".

Знаете, кто из фигуристок проводил столь же успешный сезон после победы на Олимпиаде? Никто. Аделина Сотникова пропустила постолимпийский сезон и до сих пор так и не смогла вернуться в элиту, Сидзука Аракава завершила карьеру сразу после победы на Играх-2006 в Турине, самая спорная олимпийская чемпионка в истории Сара Хьюз и вовсе осталась без медалей международных турниров на следующий сезон и ушла из спорта, Тара Липински в 15 лет "перепрыгала" соотечественницу Мишель Кван и тут же перешла в коммерческие ледовые шоу. Наконец, даже великой Ким Ён А потребовался перерыв после победной Олимпиады 2010 года — в следующем сезоне она выступила лишь на чемпионате мира в Москве, где стала второй.

В последний раз что-то похожее на то, что мы сейчас видим в исполнении Загитовой, происходило аж в 80-е годы. Тогда женское одиночное катание лежало у ног легендарной немецкой фигуристки Катарины Витт, и она безраздельно этим пользовалась. В 1984 году она выиграла Олимпиаду, чемпионаты Европы и мира и в следующем году снова завоевала золотые медали мирового и европейского первенств. Однако у немки не было рекордов, в то время как у Загитовой в нынешнем сезоне их целых четыре (правда, рекорд в короткой программе уже побит — Кихирой в финале Гран-при).

Усталость после сложнейшего олимпийского сезона, моральное истощение и просто банальное отсутствие мотивации продолжать бороться ломали лучших спортсменок в разные времена, но только не Загитову. Россиянка и не думает уступать под тяжестью возрастных изменений в организме, давших о себе знать еще во время прошлогоднего чемпионата мира в Милане, а о пропуске постолимпийского сезона, по словам самой спортсменки, и речи не было.

Более того, ее тренерский штаб нашел способ усложнить и без того невероятно тяжелые программы олимпийской чемпионки. В этом сезоне Алина катает программы, напичканные связующими элементами под завязку, и при этом ей хватает сил практически безошибочно выполнять третью по базовой стоимости прыжковую заявку со сложных выездов и не терять баллов на вращениях. Что это, если не подтверждение высочайшего класса?

Конечно, этот сезон проходит для нее под знаком борьбы. И не с Кихирой даже — с самой собой, со своим "новым" телом. После выступления на турнире в Германии зародилась робкая надежда на то, что возрастные перемены не ударят по ней настолько сильно, как, к примеру, по Юлии Липницкой, однако уже с первого этапа Гран-при на коленях Загитовой появились тейпы, которые олимпийская чемпионка объяснила болью в суставах из-за роста. Безусловно, это серьезным образом отражается на российской фигуристке, которая в этом сезоне борется буквально за каждый элемент. Однако даже эта борьба в ее исполнении выглядит как-то по-своему изящно.

Кататься в удовольствие

Следующий старт Загитовой пройдет в рамках чемпионата России в Саранске. Туда же приедут Туктамышева, двукратная чемпионка мира Евгения Медведева, Самодурова и весь набор талантливейших российских юниорок — воспитанниц Тутберидзе. Нет никаких сомнений, что по итогам национального первенства Алина получит место в сборной на чемпионаты Европы и мира.

На европейском первенстве в Минске Загитовой предстоит бороться с Туктамышевой, и эта дуэль обещает быть очень интересной. Возможно, в Белоруссии судьи будут несколько иначе оценивать чемпионку мира и Европы — 2015, если не GOE, то хотя бы в плане компонентов, и тогда конкуренция между двумя россиянками будет серьезной. А кто в итоге победит — неважно.

А вот чемпионат мира будет для Алины крайне тяжелым. Там россиянку ждет заключительная в нынешнем сезоне очная встреча с Кихирой, причем пройдет она в японском городе Сайтаме. В том, что при отсутствии грубейших ошибок со стороны Рики судьи вознесут ее на заоблачный уровень, нет никаких сомнений, поэтому Загитовой обязательно нужно будет катать свои программы чисто и ждать ошибок от японки. Благо она пока еще не успела обзавестись стабильностью, и ее тройной аксель все еще "гуляет" — из девяти заявленных в текущем сезоне Гран-при трикселей у нее получились лишь четыре.

Однако хотелось бы, чтобы сейчас Алина не зацикливалась на желании быть первой на каждом старте. Она уже перевыполнила задачу на текущий сезон — удержалась в элите, продолжила побеждать, после финала Гран-при вышла на первое место в рейтинге ISU и не растеряла "олимпийскую" технику, несмотря на тяжелый возрастной период. А для того, чтобы идти дальше, необходимо еще сильнее усложнять программы, что после Олимпиады сродни безумию.

Изучать новые элементы лучше в межсезонье, когда для этого есть достаточно времени и можно распланировать работу по всей длине дистанции. И нет и тени сомнения, что летом тренерский штаб займется этим — тем более что ранее хореограф Загитовой Даниил Глейхенгауз заявил, что фигуристка изучает четверной риттбергер (сейчас его делает только двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю, да и то не всегда). Пока же хочется, чтобы Алина рассталась с чувством необходимости доказывать окружающим заслуженность своих достижений и наконец расслабилась. Ведь все, чего хотят зрители, — это видеть ее катание. А все остальное приложится.

Владислав Жуков