9 октября 2020, 00:30
Статья
НХЛ

Ярмарка талантов. Почему драфт в НХЛ — ключевое событие, а в КХЛ он не прижился

Разбираемся в одной из самых главных тем клубного хоккея
AP Photo/ Mark Humphrey

Драфт — это система закрепления за клубами прав на игроков. У клубов НХЛ нет собственной системы подготовки молодых игроков. Поэтому они берут хоккеистов из независимых юниорских лиг. Драфт в первую очередь нужен для сохранения конкуренции. Он не дает возможности богатым клубам скупать всех лучших юниоров. У каждого из 31 клуба НХЛ есть право на один выбор в каждом из семи раундов драфта.

На драфте клубы НХЛ могут выбирать юниоров с несколькими ограничениями. Хоккеисту должно исполниться 18 лет к 15 сентября того года, в котором проходит процедура. Для европейских игроков другие ограничения отсутствуют, а североамериканцы должны быть не старше 20 лет. Хоккеиста, которому 18 лет исполняется в период между 16 сентября и 31 декабря года драфта, можно выбрать при особом разрешении от руководства лиги. Также до процедуры драфта допускаются те хоккеисты, которые уже ранее принимали в нем участие, но по различным причинам не подписали контракты с выбравшими их клубами.

Порядок выбора игроков зависит от результатов команды в прошлом сезоне. Обладатель Кубка Стэнли в каждом раунде выбирает последним, 31-м. Финалист — предпоследним. Остальные 14 клубов, игравших в плей-офф, выбирают в зависимости от стадии вылета из Кубка Стэнли и места в регулярном чемпионате. Порядковый номер команд, не попавших в плей-офф, определяется с помощью лотереи. Самые большие шансы выиграть ее у клуба, занявшего последнее место в регулярном чемпионате.

Драфт является самой важной частью для построения команды в НХЛ. Игроки, выбранные под первыми номерами, зачастую становятся легендами клуба и персонами, вокруг которых не только строится игра команды, но и развивается маркетинг. Первые номера драфтов становятся лицом, визитной карточкой клуба. Самыми яркими примерами таковых являются Александр Овечкин, задрафтованный "Вашингтоном" в 2004 году, Сидни Кросби ("Питтсбург", 2005 год), Коннор Макдэвид ("Эдмонтон", 2015 год). Но бывают и исключения. В 2012 году "Эдмонтон" выбрал под первым номером россиянина Наиля Якупова, который не сумел даже закрепиться в основном составе команды.

Лучшие не всегда первые

Клубы НХЛ подходят к драфту с огромным вниманием и на протяжении нескольких лет тщательно изучают перспективных молодых игроков во всем мире. В каждом клубе есть группа селекционеров и аналитиков, которая работает по всему миру. Клубы знают практически все об игроках, которых можно брать на драфте. В среднем на каждый клуб работают по 15–20 скаутов. По каждому игроку составляют подробный отчет, потом формируется драфт-список. Выбор игроков зависит от тактических и стратегических задач команды.

Хоккеисты могут проявить себя на преддрафтовых тестах. Очень важны собеседования между юниорами и клубом. В НХЛ были случаи, когда из-за провального интервью хоккеисты вычеркивались из драфт-списка. Или, наоборот, убеждали генменеджеров выбрать именно их.

Если фаворитов драфта видят все, то разглядеть потенциальную будущую звезду в более поздних раундах — отдельное искусство генерального менеджера и скаутской службы. Как правило, именно те клубы, у которых получается удачно выбрать игроков за пределами первого раунда, добиваются успеха. Это подтверждает и пример "Тампы" — обладателя Кубка Стэнли нынешнего сезона.

Лучший бомбардир плей-офф Никита Кучеров был задрафтован под общим 58-м номером. Его партнер по звену чех Ондржей Палат и вовсе ушел одним из последних. Он был выбран в седьмом раунде под 208-м общим номером. Брэйдена Пойнта "Тампа" задрафтовала под 79-м номером. Эта тройка стала самой результативной в плей-офф, забросив 31 шайбу.

Благодаря скаутской системе, а иногда и везению, в поздних раундах было выбрано много суперзвезд. Легенда российского хоккея, двукратный обладатель Кубка Стэнли Павел Дацюк ушел под 171-м номером, а его партнера по "Детройту" и будущего капитана команды Хенрика Зеттерберга клуб задрафтовал вообще 210-м. Один из сильнейших вратарей всех времен, Доминик Гашек, ушел в 1983 году 199-м.

Правда, в те времена клубы НХЛ не так тщательно исследовали рынок игроков, выступающих в Европе. Советских и чехословацких хоккеистов выбирали на драфте очень неохотно из-за того, что они с большой долей вероятности не смогли бы подписать контракты по политическим причинам. Первым европейцем, выбранным под первым номером драфта в 1989 году стал шведский форвард Матс Сундин. Спустя три года "Монреаль" первым задрафтовал чешского защитника Романа Гамрлика. Российский хоккеист под первым номером впервые был выбран в 2001 году. "Атланта" сделала ставку на Илью Ковальчука.

Некоторые игроки становятся звездами, не будучи задрафтованными. Например, скауты НХЛ в юном возрасте не разглядели талантов Артемия Панарина и Сергея Бобровского, а также обладателя Кубка Стэнли 2004 года в составе "Тампы" и олимпийского чемпиона Мартина Сан-Луи.

В КХЛ все по-другому

С созданием Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) процедура драфта под названием "ярмарка талантов" была введена и в России. Однако из-за правил проведения драфт в нашей стране не прижился и после 2016 года был упразднен по рекомендации Федерации хоккея России (ФХР).

Цели процедуры не понимали многие руководители клубов КХЛ. От этого драфт зачастую превращался в фарс. Некоторые тратили свое право выбора на звездных иностранцев, вероятность приезда которых в КХЛ равна практически нулю. Так, в 2016 году "Витязь" под пятым номером выбрал нынешнего лидера "Каролины" Себастьяна Ахо, а рижское "Динамо" годом ранее закрепило за собой права на Патрика Лайне в КХЛ. На самом первом драфте КХЛ "Локомотив" выбрал одного из лучших защитников мира Эрика Карлссона. Все эти игроки не провели в лиге ни одного матча. На драфте КХЛ выбирались и такие звезды, как Коннор Макдэвид, Натан Маккиннон, Джек Айкел.

Драфт в России был бессмысленным еще и потому, что почти все сильные школы и так принадлежат клубам КХЛ. Сильнейшие команды лиги уже в 13–14 лет предлагают лучшие условия не только юниорам из независимых школ, но и перспективным игрокам из систем других клубов. По правилам драфта КХЛ клубы имели право защищать своих воспитанников и не отдавать в другие команды. Таким образом, сильных юниоров, выходящих на драфт, почти не оставалось. Выбирать было не из кого. Смысла такой драфт, задачей которого является уравнять силы команд, не имел.

В КХЛ были случаи, когда выбранные на драфте игроки становились звездами лиги. Одним из таких является первый номер драфта 2014 года Кирилл Капризов. Лучший снайпер текущего регулярного чемпионата, нападающий "Динамо" Дмитрий Яшкин был выбран "Сибирью" под первым номером в 2010 году. Перед началом прошлого сезона бело-голубые получили права на форварда в результате обмена. Под первым номером в 2011 году был выбран один из нынешних лидеров ЦСКА Антон Слепышев. Однако все эти фамилии являются скорее исключениями из правил.

Артем Крук