26 апреля 2019, 06:00
Статья

Какой вышла "Жизнь после" четырех лет разработки? Расскажем, когда дотолкаем мотоцикл до лагеря

2019 Sony Interactive Entertainment Europe Limited

Успех любой игровой платформы скрывается далеко не в ее производительности, а в эксклюзивных проектах, разработанных специально для нее. С момента выхода на рынок в 2014 году консоли Playstation 4 лидирующие позиции в индустрии по количеству и качеству эксклюзивов занимает компания Sony, из года в год выпускающая высокобюджетные блокбастеры силами своих дочерних студий. Их подразделения Naughty Dog, Sucker Punch, Guerrilla Games и студия Santa Monica неоднократно занимали самые высокие позиции в чартах продаж в Европе и США и удостаивались многочисленных наград и номинаций на Game Awards и прочих конкурсах, значимых в индустрии компьютерных развлечений.

Материалы предназначены для лиц старше 18 лет.

Естественно, у такой крупной компании, как Sony, среди своих игровых студий встречаются не только звездные команды, но и те, кто большую часть времени остается в тени. Одной из таких — не особо известных — является студия Bend.

Начав в 1993 году создание игр для компьютеров Apple под названием Infocom, молодая команда из восьми разработчиков быстро переквалифицировалась на консольные игры. Для релиза своего первого проекта на Playstation в 1996 году контора сменила имя на Eidetic и с треском провалилась, выпустив одну из самых неудачных игр за все время существования индустрии — Bubsy 3D.

Несмотря на чудовищную оплошность, Sony оказалась впечатлена самоотверженностью маленькой команды и предложила студии поработать над одним из первых stealth-экшенов — Syphon Filter. Благодаря успеху шпионской истории компания оказалась приобретена японским гигантом уже под названием Bend и работала над Syphon Filter вплоть до тихого угасания серии в 2007 году. С тех пор Bend studios была ответственна только за создание неплохих спин-оффов крупных Playstation эксклюзивов на портативные консоли Sony.

Когда на выставке E3 (Electronic Entertainment Expo) 2016 года стало известно, что за следующий амбициозный игровой проект с открытым миром на PS4 — Days Gone — возьмется студия, не имевшая опыта консольной разработки около девяти лет и тем более не засветившаяся в создании openworld-тайтлов, игровое сообщество оказалось озадачено. Как и некоторые неожиданные эксклюзивы от Sony, геймплейный трейлер показывал удивительную и одновременно сомнительную для реализации на базовой версии консоли механику анимации огромной толпы людей. Ждали игру почти четыре года, за которые о проекте вспоминали только на выставках. И вот, наконец, Days Gone появилась в продаже. Что же представляет из себя финальный продукт?

История игры рассказывает об эпидемии страшного вируса — он обращает людей во фрикеров (обычных бегающих зомби, которых разработчики просто хотели назвать иначе). От ходячих мертвецов в других проектах их отличают некие стадные чувства, заставляющие порой ходить табунами по лесам и пустыням, и умение плести гнезда. С момента начала заражения проходит чуть больше двух лет, и люди, оставшиеся в живых, влачат свое скудное существование по новым суровым законам в лесах и пустынях штата Орегон. В отсутствие государства одни работают до потери пульса в трудовых лагерях, чтобы иметь возможность оставаться сытыми под защитой вооруженных людей, другие прячутся на деревьях, регулярно отстреливаясь от бандитов, фриков и странной секты упокоителей, поклоняющихся зомби и подкармливающих их бродячие табуны пойманными на дороге несчастными.

В этой непростой ситуации геймер знакомится с главным героем, номадом и байкером Диконом Сент-Джоном, довольно обычным и грубым представителем местного населения, зато большим экспертом по выживанию в опустошенной болезнью земле. Во время трагедии Дик потерял жену и остался жить вместе со своим давним приятелем Бухарем под байкерскими флагами, охотясь в лесах, сжигая гнезда фрикеров и выполняя грязную работу для местных фракций, которые, судя по всему, без него ни на что не способны.

Конечно, как и полагается, у протагониста есть глубокая и трагическая история и определенные цели и принципы в жизни, однако странное вступление игры, которое тянется примерно два-три часа (в зависимости от успешности геймера в понимании правил мира), заставляет задаться вопросом о верности выбора героя разработчиком. Куцее начало, рассказывающее о смерти жены, моментально перепрыгивает в середину какой-то разборки и дележа ресурсов.

В первые часы в игре много непонятных диалогов, под которые сценаристы попытались замаскировать экспозицию. Сам Дикон вначале выглядит плоско и неинтересно. Ему, при всей его грубости, не хватает воли и силы духа. Со временем ситуация меняется кардинально, раскрывая в подробностях историю героя и давая ему интересную мотивацию и непробиваемый характер.

Однако игроку еще предстоит пережить и перетерпеть непомерно затянутое вступление, в котором сюжет не то что не двигается, а даже не пытается нарисовать свои мало-мальски различимые очертания. Насколько это правильно, проводить время за консолью с мыслью, что дальше все станет намного интереснее, — актуальный вопрос для современного гейм-девелопмента

Но проблемой начала игры является не только муторная обыденность сценария, казалось бы, невозможная в постапокалиптических лесах Орегона, наводненных зомби и психопатами, но и откровенные проблемы в геймдизайне заданий и структуре построения игрового процесса.

В Days Gone есть сотни механик и возможностей для создания интересных, запоминающихся и даже уникальных ситуаций, но разработчики, осыпая геймера обучениями, забывают о самом главном — содержании этих туториалов. Игра неоднократно рассказывает о том, какие кнопки стоит нажать, чтобы получить результат, и о возможности покупать что-то в магазинах (догадаться об этом без окошка с текстом было бы, конечно же, нельзя), однако полностью опускает важные подробности геймплея, такие как заправка мотоцикла бензином. Поэтому в первые пару часов вероятность застрять в лесу, толкая байк ночью под дождем, отбиваясь от фрикеров ножом, весьма высока.

И это далеко не единственная вещь, которую разработчики не рассказывают.

Если бы не обилие экранов с обучением, то можно было бы спихнуть эту проблему на необходимость геймеру разбираться в суровом мире игры, но в данном случае это откровенная ошибка

Days Gone — это удивительный коктейль из жанров и механик, словно студия Bend пыталась нагнать то, что они ухитрились пропустить за 12 лет отсутствия на рынке стационарных платформ. В игре есть и достаточно неплохо реализованная система ближнего боя, создания оружия и медикаментов, отличные stealth-секвенции, грамотная стрельба и многое другое. Правда, некоторые ее аспекты, такие как открытый мир и выживание с крафтом ресурсов, равно как и саму тему борьбы с зомби, уже можно назвать устаревающими, но данном случае это не является проблемой.

Проблемой оказывается вышеупомянутый медленный темп имплементации механик в начале, который не позволяет сразу с наскока понять зачем они все нужны. Способствует этому и странная система заданий, которая оформлена в список постоянно развивающихся параллельных сюжетов. Определить, какой из них будет двигать историю вперед и чем стоило бы заняться игроку в данный момент, очень сложно. Более того, некоторые события явно не стоило располагать в параллельных сюжетных ветках, так как игрок может случайно изменить порядок сцен, что, конечно, не разваливает сценарий, но вызывает ряд вопросов к получившимся несостыковкам.

Самой главной фишкой, которую разработчики показывали еще с первых трейлеров, является система орды. И вот это уже действительно уникальный для неторопливого приключения в открытом мире нюанс. Так как большая часть жителей США по сюжету была обращена болезнью во фриков, то можно представить себе примерный объем поголовья жаждущих крови граждан. Счет идет на десятки и сотни тысяч. Разработчики приложили максимум усилий, чтобы игрок мог воочию убедиться в этом.

Время от времени, особенно ночью, можно столкнуться с огромными табунами зомби, как в фильме "Война миров Z" 2013 года. Эти орды не только бесконечно агрессивны, но и поразительно мобильны и способны преодолевать абсолютно любые преграды на своем пути. Зараженные карабкаются друг на друга и с диким ором взбираются на дома и утесы, преследуя игрока. При первых столкновениях с роящимися зомби у игрока может произойти откровенный ступор, так как изначально абсолютно непонятно что с ними делать. Однако со временем игра даже предлагает использовать их как оружие, манипулируя толпой, направляя на врагов людей.

Как ни странно, даже на базовой версии консоли наличие орды на экране не вызывает никаких просадок и подвисаний. Игра обрабатывает сотни неплохо детализированных и анимированных моделей фрикеров без каких-либо проблем. Чего не скажешь обо всем остальном.

Для консольного эксклюзива Days Gone находится в весьма неприглядном состоянии, с точки зрения обладателя не Pro-версии консоли. Во время поездок на мотоцикле или при наличии большого количества деревьев на экране игра не стесняется опускать частоту кадров до 15. И пускай это случается только изредка, такая проблема оказывается в состоянии подпортить жизнь геймеру в динамичных моментах, помешав принять важное решение в быстро развивающейся боевой ситуации.

Если геймер переживет муторное вступление и вялотекущие пустые диалоги первых нескольких часов, то он окажется вознагражден отлично исполненным приключением в своеобразном мире постапокалиптического Дикого Запада. И хоть игра не выделяется особым запоминающимся дизайном, как Uncharted, или уникальной запутанной историей, как Horizon Zero Dawn, она неплохо вписывается в коллекцию хороших эксклюзивов PS4, но встает далеко не на первое место. Days Gone настолько же неровная, как и история студии, ее разработавшей, однако способна раскрыться с неожиданной стороны и погрузить игрока в страшный мир Зараженных Штатов Америки.

В России игра была выпущена под невероятно странным и словно незаконченным названием "Жизнь после", что в очередной раз ставит под сомнение качество перевода русскоязычных локализаций. Многие фразы переведены не слишком точно, а некоторые оказались наполнены безыдейно воткнутым матом, поэтому играть рекомендуется в оригинале.

Иван Евдокимов