4 августа 2014, 07:52

1915 год: битва за союзников и Дарданелльская авантюра

В конце 1914 года противоборствующие армии на Западном и Восточном фронтах зарылись в окопы, в которых они оставались большую часть 1915 года. Французы попытались предпринять наступление на северо-востоке страны, но ничего не добились, потеряв 400 тыс. человек. Общие потери немцев на Западном фронте в 1915 году составили 612 тыс. человек, британцев - 279 тыс., а вот французы за весь год потеряли почти 1,3 млн человек.

Тем временем руководства воюющих стран пытались привлечь на свою сторону новых союзников. Успехи Германии на этом направлении были значительнее: вслед за вступившей в войну в конце 1914 года на ее стороне Османской империей ее поддержала Болгария. Антанта тем временем пыталась привлечь на свою сторону Румынию и Грецию.

Эта задача в обоих случаях была нелегкой: в Румынии правил король Фердинанд I - представитель боковой ветви династии Гогенцоллернов, к которой принадлежал и германский император Вильгельм II. А в Греции, хотя ее население и поддерживало страны Антанты, правил король-германофил Константин I, женатый на родной сестре Вильгельма Софии и имевший чин генерал-фельдмаршала прусской армии. Вопреки воле короля в октябре 1915 года греческое правительство, возглавляемое Элефтериосом Венизелосом, в честь которого теперь назван афинский аэропорт, разрешило высадку войск союзников в Салониках. Константин I заявил категорический протест. Противостояние продолжалось еще год, пока наконец Венизелос не отказался подчиняться королю и не сформировал Временное правительство. 11 июня 1917 года Константин I отрекся от престола, а 29 июня Венизелос объявил о вступлении Греции в войну на стороне Антанты. Румыния к тому моменту уже почти год воевала, хоть и без успеха, на стороне союзников: ее побудил к вступлению в войну Брусиловский прорыв.

Тем временем дипломаты вели ожесточенную борьбу за Италию. Формально эта страна была союзником Германии и Австро-Венгрии (именно она в 1882 году стала третьей составной частью Тройственного союза). Но Антанта в случае успешного исхода войны могла предложить Италии территории на Балканах, за которые она веками спорила с австрийской короной. В итоге 23 мая 1915 года Италия все-таки заняла сторону Антанты и объявила войну Австро-Венгрии.

Итальянские войска обрушились на австро-венгров сразу на нескольких направлениях. Наиболее ожесточенные бои шли на реке Изонцо, протекающей примерно вдоль нынешней границы Италии и Словении. Через полгода стало ясно, что итальянская армия фактически разгромлена: итальянцы потеряли 280 тыс. человек и лишились лучшей части офицерского состава. Бои на Изонцо продолжились и в следующем году, не принеся окончательной победы какой-либо из сторон, но австрийцам удалось разгромить итальянцев еще и в Трентино (часть исторической области Тироль).

Тем временем британцы и французы планировали штурм пролива Дарданеллы, находившегося в руках Османской империи. Главным лоббистом Дарданелльской операции был военно-морской министр Великобритании, первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, который с огромным трудом сломил сопротивление командования военно-морского флота. Овладеть проливом первоначально планировалось штурмом только с моря.

Во время этой первой, исключительно морской попытки штурма Дарданелл произошло знаменательное для военно-морской истории событие. Когда британские и французские корабли начали бомбить форты на Дарданеллах, фактически командовавший турецким флотом германский адмирал Вильгельм Сушон попросил австро-венгерское командование прислать на помощь подлодки. Австро-венгры отказали, и лодки прислала Германия. Одной из этих лодок была U-21. 27 мая она единственным торпедным выстрелом потопила осмотрительно размещенный в окружении пароходов у берега и защищенный противоторпедными сетями 17-тысячетонный броненосец «Маджестик» («Величественный»). Потери личного состава были не столь велики, да и продолжить бомбардировку без «Маджестика» флот союзников был в состоянии, но моральный ущерб от этой торпедной атаки был огромен, потому что турки видели, какую панику вызвала на других английских кораблях гибель броненосца. С учетом того что до атаки на «Маджестик» U-21 уже потопила 12-тысячетонный «Триумф», а еще восемь кораблей союзников напоролись на турецкие мины, стало ясно, что без поддержки с суши не обойтись.

Тогда союзники высадили на Галлиполийском полуострове 80-тысячный британо-французский десант, который встретил неожиданно ожесточенное сопротивление турецкой армии под командованием немецкого генерала фон Сандерса. Союзники вновь отступили и больше взять Дарданеллы уже не пытались. В ходе Дарданелльской операции, которую часто называют Дарданелльской авантюрой, британцы и французы потеряли почти 150 тыс. человек. О ней относительно достоверно рассказано в художественном фильме «Галлиполи» 1981 года.