ЕКАТЕРИНБУРГ, 10 августа. /ТАСС/. Монумент "Маски скорби" Эрнста Неизвестного будет изготовлен в Екатеринбурге, сообщил корреспондент ТАСС директор литейной мастерской Иван Дубровин. Планировалось, что скульптурная группа будет установлена на 12-м километре Московского тракта под Екатеринбургом на мемориале в память о жертвах политических репрессий, однако городские чиновники пока не смогли найти средства на ее установку.
"Очень печально, что наши екатеринбургские чиновники, которые принимали решение об установке "Масок", не смогли решить эту проблему и установить монумент при жизни Эрнста Неизвестного, хотя "Маски" он сделал 25 лет назад. Это обидно до глубины души", - сказал он.
По словам Дубровина, в сентябре он планирует встретиться с женой скульптора Анной Грэм. "Я просто принял решение их отлить и ранее Эрнсту Иосифовичу эту идею озвучил, на что он мне сказал, что это взрослый и серьезный поступок. И когда я пожаловался на чиновников, которые не могут решить проблему с установкой, художник ответил, что ругать никого не надо и никто в этом не виноват. Вот это его миролюбие, глобальное, космополитное поражает, а его работа просто оказалась не нужна", - отметил он.
Дубровин пояснил, что "Маски" сейчас выполнены из гипса. "А у меня есть желание их отлить в бронзе, потому что гипс скоро погибнет. Поэтому мы уже приступили к работе. Что с ними будет дальше, я не знаю, потому что денег на установку нет. Глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб говорил, что "Маски" поставят, но они не поставили", - добавил он.
"Маски скорби" в Екатеринбурге
"Маски скорби" - это два стилизованных человеческих лица, обращенных в разные стороны света, в Европу и Азию. Из глаз у них текут слезы, также выполненные в виде скорбных человеческих лиц. Скульптурную композицию в Екатеринбурге планировалось открыть в 2016 году, однако пока никакой информации о дате открытия нет. Планировалось, что это будет монумент высотой около трех метров.
Как отмечал ранее глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб, установка "Масок скорби" даст толчок развитию всего комплекса на качественно ином уровне и станет ядром музейной площадки. По его мнению, такие мемориальные комплексы и скульптуры должны быть, чтобы все поколения понимали, "что было в нашей истории и что это никогда больше не должно повториться ".
Памятник символизирует покаяние, уважение к жертвам, пострадавшим от политических репрессий в сталинские времена. Неизвестный планировал установить их в трех городах России - на своей исторической родине в Свердловске - нынешнем Екатеринбурге, а также в Воркуте и Магадане, где было множество лагерей. По замыслу автора, композиция должна была образовать так называемый "Треугольник скорби".
Пока памятник установлен только в Магадане, он был открыт в 1996 году. Его высота 15 метров. Правый глаз одной из масок выполнен в виде окна с решеткой. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры.
Закладка первого камня уральских "Масок скорби" на мемориальном комплексе памяти жертв политических репрессий на 12-м км Московского тракта в окрестностях Екатеринбурга состоится 9 апреля 2015 года в день рождения художника.
Микеланджело XX века
Как рассказал корреспонденту ТАСС народный художник РФ и товарищ Эрнста Неизвестного Виталий Волович, скульптора можно назвать Микеланджело XX века. "Это был, конечно, русский художник, национальность в его творчестве никакого значения не имела, он был человеком мира и по масштабам своего творчества, и по мощным догадкам, связанным с историей XX века. Наверное, его можно назвать Микеланджело XX века, и для этого есть основания, он один из последних великих гуманистов XX века, который изображал человека деформированного, человека, несущего на себе следы борьбы и жизни, но он и сам был человек мощный, готовый к сопротивлению", - сказал он.
По словам Воловича, Неизвестный был не только блистательный и мощный художник, но и невероятно одаренный интеллектуальный человек. "И его рассказы о своих работах всегда были не менее яркими, чем его работы. Я помню, когда мы впервые увидели книгу "Преступление и наказание" с иллюстрациями Неизвестного, то это было огромное событие в то время. И он нам показывал эти офорты и комментировал их, это было совершенно грандиозно, это был каскад идей и догадок по поводу творчества Достоевского", - вспоминает Волович.
Неизвестному принадлежат произведения искусства, которые стали, по мнению Воловича, этапами альтернативного советского искусства. "Например, "Человек, срывающий маску", "Орфей", "Древо жизни", он автор невероятно интересной скульптуры Иисуса Христа, один из вариантов которой он подарил Папе Римскому. Скульптура эта изображала не человека, распятого на кресте, а крест, распирающий человека изнутри. Это была одна из лучших догадок в эстетической мифологии XX века", - заметил собеседник агентства.
По словам Воловича, скульптор был очень рад, что в Екатеринбурге был открыт музей его имени. "Мы рады, что губернатор Куйвашев к этой идее отнесся хорошо и мгновенно нашел возможность, средства и музей был организован при его жизни. Он, конечно, был рад, потому что у него было признание всего мира, а в родном городе - формально не было", - резюмировал Волович.
Никогда не держал зла
В мае 2014 года единственный в России Музей Эрнста Неизвестного посетила его супруга Анна Грэм. Тогда в беседе с журналистами она рассказала о характере известного скульптора, творчестве и отношении к России. "Внимание, любовь и трепетность, которые я встретила Екатеринбурге по отношению к Эрнсту, - это то, чего ему всегда не хватало в эмиграции. В течение двух лет жизни вне России он писал дневник - письма на Родину, там есть фраза, которая подступает комом к горлу: "Если бы моя Родина была ко мне чуть-чуть поласковее", ну вот он дожил до этого момента", - сказала Грэм.
По ее словам, скульптор никогда не держал ни на кого зла. "Эрнст из тех людей, которые зла никогда не держал и не помнит. В Россию он вернулся в 1989 году и сразу приступил к работе над "Треугольником страдания", который посвящен жертвам политических репрессий. Открытие музея в Екатеринбурге было для него самым позитивным допингом, после перенесенной нейрохирургической операции", - добавила она.
Как отмечала Грэм, для нее процесс творчества Неизвестного - это магия. "Сколько раз я это видела, но постоянно нахожусь в состоянии экзальтации, иногда я встаю за его плечо, когда он рисует, и вот когда рука Эрнста идет по холсту, это чудо, для которого нужно обладать верой и свободой", - говорила она.
По словам супруги, Эрнст Неизвестный очень хотел посетить Екатеринбург, но не смог из-за состояния здоровья. "Десятичасовой перелет через океан слишком сложен для него, но посещение родного города было бы для него лучшим подарком. Мы подарили музею в Екатеринбурге скульптуру "Сердце Христа", такая работа есть у вас, в молельне бывшего Папы Римского в Ватикане и у нас на камине", - добавила Грэм.