Военные на учениях под Челябинском провели реконструкцию спасения экипажа "Союза МС-10"

Фельдшер-спасатель прапорщик Андрей Новоселов (слева). Пресс-служба ЦВО
Фельдшер-спасатель прапорщик Андрей Новоселов (слева)

В ней принимали участие военнослужащие и техника, которых задействовали в операции 11 октября, а также другие участники поисково-спасательной группы, которые перенимали опыт

ТАСС, 25 октября. Поисково-спасательная группа армейской авиации Центрального военного округа во время учений в Челябинской области провела реконструкцию операции по поиску и спасению экипажа корабля "Союз МС-10", которая прошла 11 октября в Казахстане. Об этом в четверг сообщили журналистам в пресс-службе военного округа.

"Космические спасатели полностью повторили положение спускаемой капсулы, как у "Союз МС-10", ее переворот, десантирование военных медиков с парашютом к месту аварийной посадки с вертолета Ми-8, первый голосовой контакт с космонавтами, оказание первой медицинской помощи - проверку давления, конечностей на предмет переломов, а также эвакуацию экипажа из капсулы и транспортировку на поисково-эвакуационных машинах ПЭМ-2 "Синяя птица" и Ми-8. В обработке принимали участие военнослужащие и техника, которые были задействованы в операции 11 октября, а также другие участники поисково-спасательной группы, которые на учениях перенимали опыт", - говорится в сообщении.

Фельдшер-спасатель прапорщик Андрей Новоселов, который одним из первых десантировался к месту аварийной посадки экипажа в Казахстане, рассказал детали операции по спасению космонавтов. "Коснувшись земли и отцепив парашюты, мы устремились к объекту, даже беглого взгляда внутрь сквозь прозрачный блистер капсулы было достаточно, чтобы понять: физическое положение у космического экипажа не самое лучшее. Проще говоря, они висели на страховочных ремнях вниз головой. Причем, все то время, пока мы к ним добирались, а это - десятки минут. Заметив нас, космонавты знаками попросили повернуть спускаемую капсулу на пол оборота, чтобы освободиться от цепких креплений страховочных ремней", - сообщил Новоселов.

Военнослужащий отметил, что первой задачей было вручную перевернуть капсулу "Союз МС-10". "Вес объекта больше двух с половиной тонн, не то, что сдвинуть, просто пошевелить такую махину без специальных средств, кажется, невозможным. Избыток адреналина, что ли, придал нам тогда силы? Навалившись втроем на борт капсулы, мы слегка ее раскачали, потом, поднажав, кувыркнули на половину оборота, затем чуть приоткрыли крышку входного люка капсулы, уравняли внутреннее давление внутри с земным", - пояснил он.

"Первое, что мы услышали от командира корабля Алексея Овчинина: "Спасибо, мужики!". Спасенные космонавты чувствовали себя удовлетворительно. Овчинин улыбался, астронавт Хейг поначалу был угрюм", - воспоминает Новоселов.

Летчики авиабаз в Свердловской области за последние 10 лет приняли участие в более чем пятидесяти операций по обеспечению посадок пилотируемых космических кораблей, эвакуировав свыше двухсот космонавтов, в том числе около ста - иностранных. Но 11 октября впервые участвовали в операции по спасению экипажа из-за аварии во время пилотируемого запуска корабля.

Авария "Союза"

Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" потерпела аварию 11 октября вскоре после старта с космодрома Байконур. На борту корабля, направлявшегося к МКС, находились космонавт Роскосмоса Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Экипаж "Союза" не пострадал. Это первое за 35 лет чрезвычайное происшествие при запуске пилотируемого корабля.

Ранее ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли сообщал, что госкомиссия, расследующая причины аварии ракеты "Союз-ФГ", рассматривает основной причиной ЧП нештатное отделение бокового блока первой ступени.