15 марта, 05:15
Статья

"Дай пять!" — учись на пять. Об астраханской соцсети для сельских школьников

Когда-то давно Аида Казиева и не предполагала, что будет педагогом. Но пять лет назад, освоив по целевому направлению педагогическую специальность — учитель иностранных языков, она пришла в школу и поняла, что это и есть дело всей ее жизни

"Дай пять!" — учись на пять. Об астраханской соцсети для сельских школьников

"Дети в селе хотят особого внимания, убеждена, проект "Дай пять!" помогает им почувствовать себя на равных с городскими школьниками, у которых есть все — репетиторы, секции, развитая инфраструктура. Наш проект придуман именно для сельских ребят, время показало, что у них есть такие же знания и умения, они такие же умнички, как городские, могут рассказать и объяснить любую тему без проблем. Они также могут быть полезны другим ребятам в сельских школах. Ведь "Дай пять!" — это не про умение рассказать зазубренную тему так, как надо, этот проект про умение общаться, преподать предмет так, чтобы заинтересовать даже самого отстающего ученика", — увлеченно рассказывает молодая учительница школы села Солянка Наримановского района Астраханской области Аида Казиева о своем проекте новой социальной сети "Дай пять!", которую она разработала при поддержке молодежного правительства Астраханской области.

Уже второй год в Астраханской области на специально созданной электронной платформе регистрируются сельские школьники, которым нужна помощь в учебе, и ребята, готовые прийти им на выручку, — такие школьники получают статус экспертов. В итоге ученики помогают друг другу с занятиями, а параллельно растет умение коммуницировать друг с другом и, конечно, успеваемость. Проектом уже заинтересовались педагогические сообщества Республики Калмыкия и Ульяновской области.

Ученики сельских школ в приоритете

Эксперты — школьники, зарегистрированные в "Дай пять!", прошли методическую подготовку по определенной теме у учителей. Ребенок, которому нужна помощь в учебе, регистрируется на сайте, выбирает нужный предмет и тему, по которой необходима консультативная помощь. Затем он обращается к экспертам, закрепленным по данной теме из разных школ, в том числе и из своей, списывается с ними там же, на сайте, и договаривается об онлайн-занятии.

Сейчас в списке десять самых востребованных предметов, с которыми ребята сталкиваются на экзаменах, — алгебра, геометрия, литература, физика, русский язык, английский язык и другие. Урок проводится бесплатно, но после обучения нужно пройти тестирование по предмету. Если тестириование прошло успешно, балл получает и эксперт, что, в свою очередь, влияет на рейтинг: чем он выше, тем больше у эксперта шансов получить по итогам месяца подарки: пауэрбанк, колонку или беспроводные наушники.

"Проработав в школе первый год, я поняла, что есть такие ученики, которым часто требуется дополнительное объяснение. Пробелы в знаниях, бывает, появляются у ребят, пропустивших занятия по болезни. Тогда на помощь приходят наши эксперты, каждый из них закреплен за одной темой по определенному предмету. Сегодня в сети мы ждем всех учеников 7−11-х классов любой школы города Астрахани и Астраханской области, но изначально проект был придуман для сельских ребят, чтобы уравнять их возможности с городскими детьми", — говорит Аида.

Далеко не каждый родитель в селе может обратиться к репетитору и подтянуть своего ребенка по различным предметам, особенно если впереди сдача ОГЭ и ЕГЭ. Не каждый сельский школьник может поехать в город к репетитору.

"Обратиться к сельскому учителю тоже сложно из-за их большой педагогической нагрузки. Некоторые дети сами стесняются подойти к учителю за разъяснением в силу характера и разницы в возрасте. По признанию самих ребят, совсем другое дело — обратиться к сверстнику за помощью. Сейчас в сети около 300 учеников из 18 школ трех сельских районов", — рассказывает Аида Казиева.

Проверено на себе

Все казусы и перипетии школьной жизни, когда в каких-то темах приходилось "плавать", Аида пережила на себе. Когда-то она сама была сельской школьницей, семья ее постоянно переезжала, будущий учитель сменила пять школ, а став активисткой, посещая многочисленные форумы и семинары, часто вынужденно пропускала занятия. Именно тогда ей на помощь приходили одноклассники. Тогда, наверное, и появилась идея, которая пришла к молодому специалисту уже во время работы в школе, а воплотилась — с помощью выигранного гранта. 

"В 2019 году мы выиграли грант от Федерального агентства по делам молодежи в размере 500 тыс. рублей, участвуя с "Дай пять!" во Всероссийском конкурсе молодежных проектов "Ростов Х". Молодежное правительство Астраханской области помогло мне составить проектную документацию, которая, как я сейчас понимаю, была очень сырой. Тем не менее мне пошли навстречу, поверили в меня и присудили грант. Финансовые средства пошли на разработку интернет-платформы, приобретение подарков экспертам — гаджетов, которые так необходимы современной молодежи. Ребята помогают друг другу, зарабатывая баллы, и получают классные подарки, которыми пользуются в повседневной жизни", — делится молодая учительница.

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин и Аида Казиева в статусе победителя регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года"

Вера в ее успехи помогла не только ученикам, но и самой молодой учительнице: в 2021 году Аида Казиева стала победителем в номинации детского жюри "Классный учитель" и победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года".

Я в учителя пойду, пусть меня научат

По словам Казиевой, в планах проекта — разработка особых преференций для учеников, показавших себя талантливыми экспертами. Среди рассматриваемых инициатив — дополнительные баллы при поступлении на педагогические специальности в средние специальные учебные заведения (ссузы) и вузы региона.

"Благодаря проекту я поняла, что хочу в будущем стать учителем, ведь это так здорово — видеть сияющие глаза ребят, когда ты им что-то объясняешь. Я являюсь экспертом по теме: "Удвоенная "нн" в различных частях речи", за все время работы проекта помогла 12 ученикам. Ко многим из них для объяснения темы нужно было найти индивидуальный подход. Например, кому-то составить презентацию и объяснить через картинки, с кем-то чаще и больше пообщаться лично. Этот проект подарил мне уверенность в себе, я нашла у себя способности к преподаванию, это здорово, когда вот так в непринужденной форме ты находишь будущее дело всей своей жизни и определяешься с выбором своего профессионального пути", — рассказала ученица 11-го класса школы села Солянка, эксперт проекта "Дай пять!" Гульмира Серикова.

Троечников не берут

Сами учителя тоже понимают важность "Дай пять!" — успехи учеников и повышение успеваемости в классах налицо. Участие в проекте отлично мотивирует учиться хорошо, экспертом быть престижно, но троечников туда не возьмут. По словам учителей, такая здоровая конкуренция очень помогает в учебном процессе. Для педагогов участие в проекте — это также интересный опыт, который чрезвычайно пригодился в связи со сложившейся эпидобстановкой последних лет.

"Рада быть участником такого классного проекта, который очень вовремя появился в школах в период пандемии, когда мы время от времени ограничены в живом общении. Это то, что помогает обучающимся ликвидировать пробелы в знаниях, а также находить новых друзей. Многие мои ученики записываются в эксперты, а потом приходят за советами. Нас это еще больше сближает, это бесценный опыт общения с детьми. Они понимают, насколько профессия учителя сложна и интересна, а у меня есть возможность показать им лучшее, что есть в ней", — поделилась учитель истории и обществознания солянской школы Надия Сагитова.

Помогая другим — помогаешь себе

Сама Аида Казиева строит для своего проекта большие планы и видит перспективы. При участии областного правительства проект сети "Дай пять!" планируется презентовать руководителям сельских районов Астраханской области для активного внедрения в школах.

"Из ближайших планов — охватить нашей сетью отдаленные северные районы области — Харабалинский, Ахтубинский, ЗАТО Знаменск. Уверены, там тоже живут дети, которые захотят принять участие в нашем проекте, — пусть они будут знать, что им всегда помогут. Верю, во всем, что мы делаем, есть глубокий педагогический смысл — дети, помогая другим, прежде всего, помогают себе", — резюмировала Аида Казиева.

Мария Соловьева