Люди вкладываются в "крипту", почему они не могут вложиться в детей?
"Я учитель русского языка и литературы, работаю с детьми. Начинал педагогическую деятельность в Сочи, где у меня были классы по 30–40 детей. Один из методов мотивации — похвала, но пока каждого похвалишь, так и урок пройдет. А ведь каждый ребенок достоин, чтобы его ценили! К тому же старые методы уже не столь эффективны. Статистика (имеется в виду исследование Института прикладных экономических исследований РАНХиГС) говорит, что у нас в России 75% школьников не желают учиться в школе, у них нет мотивации. У нас, по сути, кризис мотивации. Эти 75% означают, что мы проигрываем борьбу за интерес ребенка. Здесь и сейчас мы должны принять резкие меры", — объясняет создатель образовательной криптовалюты.
Идея Николая Пронева, как он сам говорит, не нова. Проекты школьной валюты периодически появлялись на просторах мировой системы образования, однако существовали локально и весьма недолго.
"Эволюция нашей идеи происходила на фоне криптовалют. Огромное количество бизнесменов и компаний готовы вкладываться в "крипту", что, по сути, компьютерный код, представляющий определенную ценность, а школьная оценка — это цифровая отметка о том, что обучающийся произвел некую деятельность и педагог ее оценил. Это полезное действие: человек самосовершенствовался, а по итогу того, что он обретал навыки и знания, он может быть еще и полезен для общества. И если люди вкладывают огромные деньги в "крипту", почему они не могут вложиться в детей?" — интересуется он.
Геймификация школьного образования
Создатель школьной криптовалюты увязал свою идею с индустрией компьютерных игр, где человек вовлечен в процесс, и, выполняя определенные задания, он сразу же получает вознаграждение в виде новых уровней, персонажей и так далее. "В школе отклик очень долгий, а в компьютерной игре ребенок произвел какое-то действие — получил награду. Ребенок понимает, что игра — интереснее, она с ним общается и показывает прогресс в режиме реального времени, дает награды и достижения здесь и сейчас. В индустрии компьютерных игр все технологии по работе с мотивацией отработаны. Мы говорим: давайте возьмем успешные практики, которые себя зарекомендовали, и перенесем в школу. Чтобы школьная оценка не повисла в дневнике, не нужна была только для аттестата, а чтобы другие школьники, находящиеся в сообществе, видели, что ты растешь над собой, и рост ты можешь здесь и сейчас использовать в приложении", — говорит Пронев.
Чем больше оценок заработает школьник, тем больше ему удастся "намайнить" умникоинов, за которые в приложении можно забрать различные призы от партнеров проекта, начиная от подарочных карт, комиксов и, например, билетов на уроки известных и популярных в школьной среде педагогов до наушников, компьютерных мышей или умных электронных девайсов.
"Мы создаем ситуацию, когда бренду, бизнесу интересно представить себя в новом ключе. В интернете много конкурсов "поставь лайк и можешь выиграть приз от магазина или бренда". Это неправильно, и мы считаем, что нужно перенаправить эти призы. Их точно так же увидит большая аудитория. И приз получит человек не из-за того, что он какой-то лайк поставил и случайным образом был выбран, а из-за того, что он в течение месяца целенаправленно учился и получал больше всех оценок, чтобы получить желаемый приз вашего бренда. И он достанется не проходимцу, а человеку целеустремленному, который старается учиться. Польза и бренду, и школьнику", — говорит создатель умникоинов.
Учеба — это труд, а не обязанность
Пронев уверен, что проект образовательной криптовалюты позволит родителям по-другому взглянуть на мотивацию школьников, заставить их зарабатывать знания, "майня" умникоины, а не рассматривать по привычке учебу исключительно как обязанность.
"Оценка ребенка — это цифровая ценность. Она чего-то стоит. Хватит воспринимать труд ребенка и его работу в школе как святую обязанность. Ребенка нужно мотивировать, он живет в таком же мире, в котором живем мы. Он смотрит на взрослых, которые ходят на работу и зарабатывают деньги, и хочет быть таким же. Причем у ребенка 12−16 уроков в неделю абсолютно разных. Это разные виды деятельности, разнообразные знания. Ну как школьник способен на должном уровне проявлять интерес, желание учиться ко всем предметам одинаково? Это невозможно! Наша система позволяет выровнять ситуацию. По одному предмету ты учишься, потому что там хороший учитель, по второму, потому что тебе сам предмет нравится, а третий — хотя бы умникоины получу, буду чуть лучше, чем обычно", — говорит Пронев.
По его мнению, система умникоинов может решить еще одну проблему и закрыть базовые потребности детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, когда родители не могут поощрить ребенка за хорошую учебу. "В классе у тебя есть ребенок, он из неблагополучной семьи, у него рваные кроссовки. Из человеческой гуманности ты покупаешь ему кроссовки и говоришь: носи, вот теперь у тебя хорошие. Вроде бы хороший поступок, но с точки зрения педагогики он плохой: ты можешь заронить в ребенке неуверенность в себе или привить принцип "мне все должны". А можно сделать иначе — кроссовки будут у нас призом. На протяжении недели мы будем зарабатывать оценки. Ты как педагог создаешь удобные условия для этого учащегося, чтобы он проявил свои навыки и сумел собственным умом заработать на кроссовки. Он не получил их в подарок, а заработал собственным умом", — подчеркнул главную идею Пронев.
Изучение системы умникоинов
Сейчас в приложении "ВКонтакте" "Умникоины" порядка 85 тыс. участников, из общего числа школьников в России (около 16 млн) это менее 1%, но для Николая рост количества участников не самоцель. В 2022 году проект "Умникоины" попал в топ-1000 форума Агентства стратегических инициатив "Сильные идеи для нового времени" и получил поддержку от Фонда стратегических инициатив.
"Сейчас мы проводим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. У нас, по сути, не просто разработка приложения, мы ведем научное исследование: насколько увеличивается успеваемость, количество оценок. У нас реальные цифры показывают значительный рост, не в рамках какой-то математической погрешности, а когда у детей количество хороших оценок растет чуть ли не на 50−80%. Это означает, что ребенок прикладывает почти в два раза больше усилий, а с этими усилиями уже могут работать педагоги. Ты можешь уйти на больничный, а у детей качество образования не падает, потому что они были заинтересованы не просто в уроке определенного учителя, а в повышении знаний и получении оценки", — говорит Пронев.
От идеи поощрения к новой системе мотивации в школе
В системе мирового образования до момента, когда представители церковного ордена иезуитов придумали школьные оценки, существовала только одна "мотивация" — наказание. "Детей исключительно били, их "мотивировали" побоями, голодовками. Иезуиты придумали заменить наказания на символические "кнут" и "пряник". Хороших детей мы будем поощрять хорошими оценками, плохих детей наказывать плохими. В итоге так в Средневековье стали зарождаться гуманное отношение к ребенку и понимание его трудов. Но даже сейчас в России 46% населения, по данным социологического исследования агентства "Михайлов и партнеры", проведенного в 2021 году, считает нормальным физически наказывать детей за плохие оценки. Но есть же и другие методы!" — убежден Пронев.
Он отмечает, что существуют и противники материального поощрения школьников за оценки, считающие, что у ребенка возникает ложная мотивация, так как он стремится только получить оценку. "В России и на постсоветском пространстве материальное поощрение оценок воспринимается негативно, потому что на протяжении долгого времени считалось, что это исключительно работа за идею, — улыбается Пронев. — И учителя в большинстве своем придерживаются этой концепции. Я с ними вполне согласен, но о применении этой концепции можно говорить, когда у нас нет критической массы детей в 85%, которые не замотивированы на учебу".
Создатель умникоинов уверен, что сейчас важно только то, чтобы школьник тем или иным образом получил навыки и знания, которые смог бы использовать, став профессионалом. "Мне важно, чтобы меня оперировал первоклассный хирург, который произведет успешную операцию, и неважно, благодаря какой мотивации в школе и вузе он получил эти знания. Он помогает обществу, государству и чувствует себя уверенным, потому что обладает навыками, которые способен применить в жизни. Мы не просто хотим предоставить сервис, но пытаемся произвести революцию в педагогике. У России есть прекрасная возможность быть лидером этого изменения — нового педагогического отношения к детям и их образовательному труду", — считает Николай Пронев.
Николай Кочетков