Лечение — это просто
— Давайте представим хорошо знакомую многим ситуацию: утром в будний день вы проснулись с болью в груди, да такой силы, что становится ясно — без врача не обойтись, — рассказывает автор идеи создания "Цифровой клиники", советник губернатора Камчатского края Роман Чекулаев. — К кому идти — непонятно, запросы в поисковых системах одновременно отправляют и к терапевту, и к неврологу, и к кардиологу, и к хирургу, а к этим врачам в ближайшей поликлинике обычно плотная запись. Практически наугад пациент идет к терапевту, и хорошо, если удастся попасть на прием в ближайшие пару дней. Дальше врач широкого профиля после осмотра направляет его, скажем, к кардиологу, который отправляет на ЭКГ. Лечение назначается через несколько дней, пациент все это время испытывает болевые ощущения. И хорошо, если состояние больного за это время не ухудшается.
По его словам, онлайн-сервис "Цифровая клиника" максимально упрощает путь пациента в описанной ситуации — ему нужно лишь нажать пару клавиш на своем смартфоне. Пользователь сервиса через портал "Госуслуги" записывается к тому же терапевту, но не ожидает своей записи на прием через три дня, как это обычно происходит, а с ним сразу связывается оператор медицинской организации, который предлагает и организует первичную помощь через проведение телемедицинской консультации с одним или несколькими специалистами. В ходе консультации назначается план лечения или экстренно осуществляются вызов скорой помощи и госпитализация.
— В обычной ситуации, без "Цифровой клиники", шансы на благоприятный исход у пациента были бы минимальны. Часто первичные симптомы инфаркта миокарда пациенты путают с проблемами желудочно-кишечного тракта, с приступом невралгии, не отдавая себе отчет о нависшей угрозе даже не здоровью, а жизни, — приводит Чекулаев примеры из медицинской практики. — По статистике, не менее чем в 5% случаев пациенту, записавшемуся на прием к терапевту, требуется экстренная медпомощь, о чем он не подозревает. Промедление, ожидание приема к терапевту, часовые стояния в очередях — все это может привести к летальному исходу. В этом и заключается главное преимущество "Цифровой клиники" перед обычной — сокращение времени ожидания до момента получения человеком квалифицированной медпомощи и возможность оперативно отреагировать на критические ситуации, спасти пациенту жизнь.
Автор проекта рассказывает и о личной мотивации создания онлайн-сервиса.
— Вспышка коронавируса в 2020 году наглядно показала: в системе здравоохранения Камчатского края нужно менять многое. Глава региона Владимир Солодов поставил задачу внедрить систему цифровой медицины в первичное звено, и сегодня уже пять крупных медучреждений Камчатского края подключились к "Цифровой клинике". В том числе Мильковская районная больница, дорога из которой до краевого центра — не менее четырех часов на автобусе, — поясняет Чекулаев.
"Пациент не брошен"
В 2022 и в 2023 годах проект в пилотном режиме реализовывается на Камчатке на безвозмездной основе. Он уже вошел в топ-100 идей форума "Сильные идеи для нового времени", который проводят Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс. Форум позволил привлечь внимание к камчатскому проекту. Например, он заинтересовал Центр инновационного развития — филиал ОАО "РЖД", начальник которого Дмитрий Вербов отмечал, что в компании рассмотрят вариант апробации проекта. Внедрение "Цифровой клиники" обсуждают и в других регионах Дальнего Востока.
— Возможности работы сервиса в крае будут расширены в ближайшее время: речь идет не только о маршрутизации первичного обращения пациента, но и о дистанционном мониторинге состояния пациентов, находящихся на амбулаторном лечении, и пациентов с хроническими заболеваниями, телемедицине для скорой медпомощи, внедрении системы "Цифрового ФАПа" повсеместно, особенно на удаленных территориях, — говорит Чекулаев. — Так мы сможем снизить нагрузку на врачей первичного звена и сократить количество холостых визитов наших пациентов к врачам и нецелевых вызовов бригад скорой помощи к пациентам. В результате помощь быстрее придет к тем, кто в ней действительно нуждается. Мы сможем снизить смертность от хронических заболеваний за счет постоянного наблюдения за пациентами и оперативного реагирования на критические состояния. То есть на всех этапах лечения пациент не оказывается один на один с недугом, фактически он не брошен до полного выздоровления.
По мнению Чекулаева, дистанционный мониторинг — один из эффективных элементов проекта "Цифровая клиника". Судя по случаям из медицинской практики, большому риску подвергаются пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями, перенесшие оперативные вмешательства. Обычно после выписки из стационара пациент остается без постоянного наблюдения за его фактическим состоянием.
Мобильное приложение "Цифровой клиники" способно отчасти решить эту проблему: оно напомнит о необходимости принять лекарства, измерить пульс или давление, уровень сахара в крови, попросит внести данные в смартфон. Если в процессе восстановления больного что-то идет не так — показатели автоматически будут переданы лечащему врачу, а в экстренной ситуации сообщение со смартфона пациента получат на станции скорой помощи для оперативного реагирования.
К проекту охотно подключаются не только крупные краевые медучреждения, такие как онкологический и кардиодиспансер, но и районные больницы. До некоторых населенных пунктов Камчатки нужно добираться вертолетом, и внедрение сервиса значительно облегчает жизнь пациентам, проживающим на этих территориях: им больше не нужно по любому поводу ездить в медицинские учреждения районных центров.
Рады новым условиям работы и врачи, так как часть их обязанностей берет на себя мобильное приложение, позволяющее дистанционно контролировать состояние здоровья пациента, другую — коллеги с материковой части России, которые всегда готовы прийти на помощь с профессиональным советом. Сейчас услуги в рамках проекта для пациентов бесплатны, уже в ближайшее время, говорит Роман Чекулаев, воспользоваться сервисом можно будет в общем порядке — в рамках системы ОМС.
— В наших планах — охватить работой сервиса все районы Камчатского края, где есть широкополосный интернет, но если ситуация того будет требовать, то сможем работать по спутниковым каналам связи, — говорит автор проекта. — Возможности телемедицины уже давно активно используются в разных регионах страны, у нас есть субъекты, на которые в этом вопросе стоит равняться, так что моей задачей было собрать лучшие практики, систематизировать их и внедрить в регионе. Пилотный этап проекта подходит к логическому завершению, летом он заработает на полуострове в полную силу.
Ульяна Бакуменко