Первый авианалет под музыку Штрауса
8 сентября 1941 года вечером на улице Ракова, 13 (ныне — Итальянской) в Театре музыкальной комедии шла самая популярная и "праздничная" оперетта Иоганна Штрауса "Летучая мышь". Зрительный зал взрывался от хохота, а за стенами гремел первый авианалет на Ленинград. Началась блокада.
"В конце сентября решался вопрос об эвакуации оставшихся в Ленинграде семи театральных коллективов. Секретарь горкома ВКП(б) Яков Капустин устно передал мне указание руководства: деятельность Музкомедии во фронтовых условиях считается нужной, полезной, и театр решено не эвакуировать. Нас оставили в осажденном Ленинграде. Это была большая честь, которую надо было оправдать", — вспоминал директор театра Георгий Максимов, записки которого опубликованы в книге "Театр музыкальной комедии в годы блокады".
Более двух миллионов человек и бойцы Красной армии лишились подвоза необходимого продовольствия, топлива, боеприпасов, медикаментов. Несмотря на все трудности, город жил, учился и находил силы для посещения театра.
Жизнь в военном театре
Трудности работы в осажденном городе в театре почувствовали практически сразу: 19 сентября сократили расход электроэнергии по каждому спектаклю не менее чем на 30%. Артисты были вынуждены адаптироваться к новым условиям, придумывая способы, как сохранить качество постановок при минимальных затратах энергии. Спектакли иногда шли с купюрами, декорации упрощались, а освещение использовалось только там, где это было абсолютно необходимо.
Позже, 5 ноября, взрывом бомбы разрушило водопровод, и вода частично погубила богатую нотную библиотеку, которую собирали с конца 1920-х годов. Своими силами артисты и служащие восстановили повреждения, но оставаться в здании 1799 года постройки, которое изначально задумывалось как особнячок потомка армянских князей, купца Ивана Лазарева, было опасно. Поэтому 24 декабря вышел приказ о переезде Театра музкомедии в здание Ленинградского государственного академического театра драмы имени Александра Пушкина (сегодня — Александринский театр).
"Как вспоминали сами артисты, родное здание было неустойчивым, как спичечный коробок, и могло обвалиться даже от попадания снаряда в соседние постройки. Поэтому театр переехал в здание Александринки. И переехал во всех смыслах этого слова: артисты не только играли на сцене Театра имени Пушкина, но и питались там, и жили", — рассказала руководитель школьного народного музея "А музы не молчали…" ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича Виктория Крылова.
Оказалось, что Пушкинский театр, построенный по проекту архитектора Росси в 1832 году, отвечал всем требованиям военного времени: толстые стены, массивные перекрытия и удачная конструкция делали его устойчивым, а подвалы отлично подходили для укрытия зрителей и артистов от авианалетов.
К довоенному амплуа театральных служащих добавилась и роль защитника города — все посещали занятия по военной подготовке: учились стрелять, тушить "зажигалки" (немецкая зажигательная авиабомба малого калибра, начиненная составом длительного горения. Специальными щипцами горящую бомбу захватывали и переносили в ведро с водой, ящик с песком или к краю крыши), оказывать первую помощь раненым. Каждый член труппы прекрасно понимал зону своей ответственности.
"На вечернем спектакле присутствовали все, потому что, когда шло представление, не занятые в нем артисты были на крыше: гасили фугасные бомбы. Выходных почти не было", — рассказала руководитель литературно-драматического отдела Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии Марина Годлевская.
Спектакли прекратились
Зимние температуры в Ленинграде в 1941–1942 годах достигали экстремально низких значений, опускаясь ниже 35 градусов Цельсия. Это создавало огромные проблемы для горожан: большинство зданий было плохо утеплено, а запасов топлива практически не оставалось. В зрительном зале температура редко поднималась выше –8. В огонь отправлялись деревянные части декораций, столы и стулья.
"В артистической уборной, как и во всем театре, значительно ниже нуля. Но электричество горит. Значит, можно согреть на лампочке театральные туфли. Пытаюсь руками размять застывший грим. Предстоит еще одно усилие: заставить себя влезть в нарядное платье моей героини — Мари. А для первого акта оно, как на грех, с короткими рукавами и большим вырезом. После этой "операции", накинув пальто, забираюсь с ногами на диванчик, чтобы хоть немножко согреться. Наша парикмахерша Женя сооружает на моей голове прическу с роскошным бантом. Затем несколько вокальных упражнений, распевка, и вот я уже на сцене, стараюсь передать безмятежность чувств смиренной, послушной Мари. В антракте спешу в свою уборную, чтобы переодеться для второго акта… На лестнице взволнованные голоса… подошла ближе. И вдруг рядом с баком горячей воды увидела лежащего с кружкой на цепочке в руках артиста хора Сашу Абрамова… Он умер в антракте", — вспоминала артистка Тамара Сальникова.
"После 1-го акта умер артист хора А. Абрамов", "Умер артист оркестра театра А. Силин", "Умерли: артист Н. Антонов и помощник режиссера Н. Распопов", — в подневном репертуаре театра после даты и названия спектакля часто можно встретить такие записи. Поэтому рядом с бомбоубежищем, в тех же театральных подвалах, был организован морг.
"Больше всего погибших насчитывалось в оркестре: на сцене артисты хотя бы двигались, что не давало им окончательно замерзнуть. Кроме того, губы трубачей прилипали к железным наконечникам, пальцы концертмейстеров примерзали к рояльным клавишам", — рассказала Годлевская.
Всего же за два с половиной года осады, по словам Марины Годлевской, погибли 126 служащих театра: это артисты оркестра, балета и хора, машинисты и рабочие сцены, пожарные, маляры. 21 января 1942 года была остановлена подача электроэнергии в здание театра. Спектакли прекратились.
Все ушли на фронт
Сцена Пушкинского театра пустовала, но работа артистов не прекращалась ни на день: художественное руководство усилило внимание к урокам хореографии и вокала, репетициям. Свободные от занятий актеры выезжали на фронт, в госпитали и на заводы с театрализованными представлениями. Некоторые артисты в своих воспоминаниях пишут, что в день давалось иногда больше 60 концертов.
Путь на передний край обороны был непростым. Машины застревали в сугробах, поэтому иногда и вовсе приходилось идти пешком, таща за собой инструменты и костюмы.
Концерты проходили в полевых условиях. Артисты устанавливали небольшую сцену из подручных материалов, часто прямо на снегу. Костюмы и декорации были скромными, но искренность исполнения компенсировала отсутствие роскоши.
"На нас надели маскировочные халаты: нужно было переползти через открытую лужайку, которая простреливалась фашистами. В кустах прямо на земле сидели бойцы. Усталые, с ввалившимися глазами. Сначала они почти не реагировали на наше выступление, у некоторых слипались глаза. Потом понемногу начали улыбаться, наконец смеяться, аплодировать. И будто не было той усталости. Прощаясь, благодарили, просили приезжать", — вспоминает артистка театра Тамара Павлоцкая.
Концертные программы постоянно менялись, исходя из контекста событий, происходящих на фронте. В одном случае требовалось обострить ненависть к врагу, в другом бойцам после тяжелых боев требовались разрядка и отдых. В дни всенародных праздников на передовую выезжали до сорока бригад, каждая из которых давала по два-три концерта в сутки.
Иногда выступление прерывалось звуками взрывов, но артисты не останавливали программу. Один такой эпизод вспоминает советский адмирал, профессор Военно-морской академии Юрий Пантелеев: "Программа подходила к концу, когда дежурный доложил мне, что фашисты начали обстрел данного квадрата. Что делать? Можно прекратить концерт, но мы опасались, что сотни людей не смогут быстро покинуть помещение и уйти в укрытие. Решено было концерт продолжать. Об этом мы попросили артистов. Они поняли нас, быстро, без паузы и заминок, перестроились и стали исполнять более громкие и бравурные арии, песни, дуэты. Зал гудел от восторга. Аплодисменты и крики "браво" заглушали звуки разрывов снарядов".
Первая блокадная премьера
За первую блокадную зиму труппа Музкомедии побывала на всех участках фронтов, которые защищали Ленинград. На передовой, в госпиталях и на заводах было дано более тысячи шефских концертов.
Спектакли возобновились в начале марта. "Теперь в Ленинграде будет театр — возобновила работу Музыкальная комедия. Сегодня шла "Сильва"… Музкомедия дает два спектакля в день. Начало вечерних представлений — в четыре часа дня. Ленинградский блокадный вечер кончается рано", — сообщил 4 марта 1942 года корреспондент ТАСС и радиожурналист Матвей Фролов.
Репертуарные спектакли артисты играли с воодушевлением, но в условиях войны им хотелось говорить со зрителем с театральных подмостков о современности. Либреттистов в городе практически не осталось, а оставшиеся были настолько истощены, что не могли держать в руках даже карандаш. Поэтому артисты своими силами написали небольшую оперетту. "Лесная быль" была первым советским спектаклем, поставленным в условиях блокады.
"Новый спектакль "Лесная быль" мы начали готовить под аккомпанемент зениток и свист снарядов, получая в день 200 граммов хлеба и дополнительное горячее питание в театре: тарелку супа из дуранды (спрессованные бруски отходов, оставшихся от производства муки — прим. ТАСС) или кашу из "знаменитого" тогда шрота (измельченные и обезжиренные семена растений, служившие для корма животным — прим. ТАСС)", — вспоминала в книге "Театр музыкальной комедии в годы блокады" артистка Лидия Вастен.
Это, конечно, была художественная самодеятельность: режиссером выступил Гузынин, который на момент постановки произведения был очень болен, текст писали сами артисты, а музыку — дирижер Логинов, непрофессиональный композитор. Артисты играли с большим энтузиазмом, но "Лесную быль" показали несколько десятков раз, а потом убрали из репертуара и никогда не восстанавливали. Критики приняли спектакль холодно.
Не хлебом единым
Основная часть билетов распределялась между предприятиями города, где ими поощряли работников, а вот в кассу театра билетов поступало очень мало. "Порой очереди выстраивались с 5 часов утра. Очень частое явление — обмен теплых вещей, продовольственных пайков на билет в театр", — рассказала Виктория Крылова.
Цена билета не всегда была "подъемной" для ленинградцев, но желание хотя бы ненадолго отвлечься от действительности оказывалось сильнее.
"Сегодня открылась запись в Музкомедию на "Любовь моряка". Я дал 10 руб. на билет. Пойти с горя. Ведь столько времени я нигде не бывал. Денег осталось 40 руб. до 10-го апреля, т.е. получки. По 3 руб. в день — надо 63 рубля, значит, придется что-либо продать. Ну там видно будет. Не век же сидеть в резерве. Возможно, что и на мою долю выпадет счастье. Пришли. В театре холодина жуткая. Сидим в одежде. А каково-то артистам", — пишет в своем дневнике старший лейтенант отдельного дорожно-эксплуатационного батальона Н. Заводской.
"Раскинулось море широко…"
Так сложилось, что театр всю блокаду был под присмотром Балтфлота. В зрительном зале всегда было много военных: вместе с наградой как поощрение солдатам и морякам-балтийцам выдавали билеты на спектакли Музкомедии.
Второй блокадной премьерой стала оперетта "Раскинулось море широко…" — произведение, оставшееся свидетельством несгибаемости и силы духа ленинградцев. Ее написали глава оперативной группы писателей при политуправлении Балтфлота, драматург и военный корреспондент Всеволод Вишневский в соавторстве с корреспондентами-балтийцами Александром Кроном и Всеволодом Азаровым. Композиторами выступили трое студентов консерватории, специально отозванные с фронта, — Николай Минх, Лев Круц и Виктор Витлин.
Декорации создавались под руководством Софьи Вишневецкой. Эскиз спектакля по блокадным меркам был грандиозным и практически невоплощаемым в реальность. Поэтому она обратилась за помощью к дирекции одного из военно-морских заводов. Тот с готовностью откликнулся на просьбу и прислал полное оборудование катера. Костюмы для спектакля не шили — командование флота прислало с морской базы настоящее обмундирование, как советское, так и немецкое, автоматы тоже были настоящими. Панораму моря и неба с Кронштадтом на горизонте написал отказавшийся эвакуироваться мастер Кировского театра (сегодня — Мариинский театр) Константин Евсеев. Хористы театра шили занавеси и кулисы, коллектив балета стал бутафорами. На помощь в ночных монтировках пришли ученики подшефной театру ремесленной школы.
Премьера прошла 7 ноября 1942 года с оглушительным успехом. Один из показов вспоминает артист Анатолий Слонимский: "В проходной меня остановил незнакомый моряк:
— Товарищ Слонимский, позвольте обратиться…
— Да, пожалуйста.
— Спасибо вам за песню и за хорошего лейтенанта Кедрова! Вот, возьмите от нашей группы. — И старшина буквально сунул мне в руки пакет. Я очень смутился, стал отказываться, но он запротестовал. Крепко пожав ему руку, я попросил передать товарищам мою сердечную благодарность. В пакете оказались полбуханки хлеба, десяток черных сухарей, банка тушенки, несколько кусков сахара и пачка папирос. По тем временам это был бесценный дар. А я даже фамилии его не узнал".
...Вечером 27 января 1944 года во время спектакля "Продавец птиц" композитора Карла Целлера было объявлено о полном снятии блокады Ленинграда.
Никто не забыт...
Память об артистах-героях хранят стены старинного особнячка на Итальянской улице, театральные подмостки и таинственное закулисье. Навсегда останутся в мировой истории театра имена директора Георгия Максимова, режиссеров Алексея Феоны, Николая Янета, Григория Полячека, Валентина Васильева; дирижеров Григория Фурмана, Алексея Логинова, Михаила Воловаца, Василия Астрова; балетмейстеров Льва Бейзельмана, Роберта Гербека; солистов балета Нины Пельцер, Александра Комкова, Лидии Лидиной, Семена Карпова; и плеяды актеров: Клавдии Астафьевой, Нины Болдыревой, Екатерины Бриль, Зинаиды Габриэлянц, Ивана Кедрова, Лидии Колесниковой, Анатолия Королькевича, Евгения Михайлова и многих-многих других.
Сегодня служащие театра продолжают исследовательскую и просветительскую работу: начиная с 2006 года в январе, ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, и в мае, ко Дню Победы, театр дает серии бесплатных концертов.
В их программе — фрагменты репертуарных постановок военных лет, песни ленинградских композиторов о войне, стихи. А в 2023 году Театр музкомедии был удостоен Специального приза экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" за создание музыкального памятника жителям блокадного Ленинграда — спектакля "Раскинулось море широко".
Юлия Стрелец