Все новости

Дальний Восток надеется на малый бизнес

Бюджеты регионов Дальнего Востока поэтапно снижают объем госдолга, но, по мнению экспертов, им необходимо стимулировать развитие МСП

ВЛАДИВОСТОК, 10 ноября. /ТАСС/. Бюджеты регионов Дальнего Востока по-прежнему зависимы от федерального центра: их государственный долг сохраняется, с 2018 года он вновь появится и у Сахалинской области. При этом субъекты поэтапно снижают объем госдолга, в том числе за счет сокращения ряда расходов, однако, по мнению эксперта, для того, чтобы уменьшить зависимость от федерального бюджета, необходимо развивать в регионах малый и средний бизнес.

Позволить людям честно заработать

По мнению финансового консультанта, доцента кафедры финансы и кредит Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Максима Кривелевича, чтобы снизить зависимость регионов от федерального центра, необходимо стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства или по крайней мере не мешать ему.

"Рецепт общеизвестен - не мешать развитию малого и среднего бизнеса, дать людям возможность заработать себе на жизнь честным трудом. <...> Сегодня, во время структурного кризиса сырьевых отраслей, чем компания крупнее, тем она проблемнее, а малый бизнес, который не просит от государства ничего, кроме того, чтобы его оставили в покое, задавлен, к сожалению, и непомерными налогами, и дороговизной инфраструктуры", - считает Кривелевич.

По его словам, для динамичного развития региона необходимо как можно больше людей, которые способны обеспечить себя и свою семью. "Если не облегчить доступ к инфраструктуре и продолжать закручивать гайки налогового администрирования, то останется только ждать роста цен на нефть", - отметил эксперт.

Сахалин пополнит список регионов с госдолгом

Сахалинская область, единственный регион Дальнего Востока, ранее не имевший государственного долга, из-за предстоящего снижения нефтегазовых доходов с 2018 года пополнит список регионов с госдолгом. По данным регионального Министерства финансов, областной бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов прогнозируется с дефицитом: в 2017 году его размер составит 13,28 млрд рублей, в 2018-м - 10,5 млрд рублей, в 2019-м - 5,7 млрд рублей. В 2017 году источником финансирования дефицита бюджета являются остатки средств на счетах, а начиная с 2018 года - кредиты коммерческих банков. Таким образом, область расстанется со статусом региона, не имеющего долговой нагрузки.

Госдолг Сахалинской области планируется в 2018 году в объеме 10,6 млрд рублей, в 2019 - 5,7 млрд рублей; расходы на обслуживание госдолга составят 1,068 млрд рублей и 582 млн рублей соответственно. Сахалинская область не имеет госдолга с 2015 года, на 1 января 2014 года он составлял 4,4 млрд рублей.

Резервным источником бюджета Сахалинской области для сбалансированности бюджета на последующие годы станет Корпорация развития Сахалинской области. Как ранее сообщил губернатор региона Олег Кожемяко, в 2014-2015 годах бюджет региона серьезно вырос за счет высокой цены на нефть, полученные сверхдоходы были зарезервированы и переведены в Корпорацию развития Сахалинской области.

Планируется, что в последующие годы приоритетами для региона станут реализация проектов в рамках ТОР, развитие не нефтегазовго сектора. В области продолжат строить социальные объекты, переселять людей из ветхого и аварийного жилья, расширять меры социальной поддержки.

Камчатка снижает госдолг

Госдолг Камчатки, по данным регионального Министерства финансов, с начала года сократился на 500 млн рублей и по состоянию на 1 октября составил 4 млрд 499 млн рублей. Отношение государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета сейчас составляет 9,8%, а исполнение краевого бюджета по доходам по состоянию на этот же период времени составило 45 906 000 рублей.

По словам представителей Минфина Камчатки, говорить о динамике госдолга региона в 2017 году пока преждевременно.

Государственный долг был образован в 1998 году после того, как администрация Камчатской области стала одной из сторон займа компании "Геотерм" на строительство Мутновской геотермальной электростанции. В последующем властям удалось заключить договор реструктуризации, однако, так как изначально займ был взят в валюте, после резкого скачка курса доллара в 2015 году сумма обязательства существенно возросла.

Приамурье снизит госдолг по специальному графику

Амурская область намерена снижать объем госдолга поэтапно, однако для этого региону придется значительно сократить ряд расходов. Так, бюджет Амурской области с 2017 года вынужденно станет профицитным для выполнения обязательств региона по сокращению объема госдолга за ближайшие три года. По данным регионального Министерства финансов, это приведет к существенному сокращению расходов, собственных доходов хватит только на выплату зарплат, отдельные меры социальной поддержки населения, дорожный фонд и уплату страховых взносов на неработающее население, остальные расходы будут значительно секвестированы.

Для сохранения объема расходов на здравоохранение, образование, социальную поддержку граждан на уровне 2016 года регион намерен использовать федеральные дотации.

По данным Министерства финансов Амурской области на 1 октября, общий объем госдолга Приамурья составляет 31,2 млрд рублей.

Ранее ТАСС сообщал, что власти Амурской области заключили соглашение с Минфином РФ, по которому регион снижает свой госдолг по специальному графику. Область начнет погашать госдолг уже с 1 января 2017 года и к 2020 году должна сократить его с 95% до 52%. Для выполнения этой задачи область уже в ноябре дополнительно получит 1 млрд рублей бюджетного кредита.

Растущий госдолг Хабаровского края

Государственный долг Хабаровского края, по данным Министерства финансов региона, за последние три года вырос, увеличившись с 2013 года по 2016 год с 15,4 млрд рублей до 39,1 млрд, при этом 25,4 млрд рублей в его структуре составляют кредиты коммерческих банков, а 13,5 млрд - бюджетные кредиты, еще 174 млн рублей приходятся на краевые госгарантии. За счет замены банковских кредитов бюджетными в 2016 году на обслуживании госдолга удалось сэкономить около 300 млн рублей.

Предельный лимит госдолга на 2017 год запланирован в размере 46,7 млрд рублей или 81% от собственных доходов края, на 2018 год - в размере 53,4 млрд или 90%, на 2019 год - в размере 53,2 или 88%.

Законопроект о краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, прошедший первое чтение в Законодательной думе Хабаровского края, предусматривает, что в 2017 году общий объем доходов краевого бюджета составит около 68 млрд рублей, расходов - более 77,7 млрд рублей, дефицит регионального бюджета ожидается в размере около 9,8 млрд рублей. Планируется, что в следующем году дефицит снизится до 7 млрд рублей, а в 2019 году бюджет региона планируется с нулевым дефицитом (доходы и расходы составят по 70,5 млрд рублей).

Якутия недополучит 1,5 млрд рублей НДПИ

Госдолг Якутии к концу 2019 года, по данным регионального Министерства финансов, может достигнуть критического уровня и составить 56,5 млрд рублей или 46% расходов при максимально допустимом показателе 47%. Согласно прогнозам, в 2017 году госдолг республики вырастет на 9% до 49,2 млрд рублей. По итогам 2018 года согласно прогнозу он достигнет 53,4 млрд рублей, по итогам 2019 года - 56,5 млрд рублей. Рост госдолга обусловлен необходимостью привлечения заимствований для рефинансирования госдолга и погашения планового дефицита на предстоящий период.

При этом, бюджет Якутии, где добывается более 90% всех алмазов России, в 2017 году недополучит 1,5 млрд рублей по налогам на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Из-за снижения прейскуранта цен на алмазное сырье, принятого в 2015 году, в 2017 году налоговая база по объемам добычи алмазов снизится на 658 млн долларов, поэтому ожидается уменьшение НДПИ на 1,5 млрд рублей по сравнению с 2016 годом - до 21,3 млрд рублей. Налоги на добычу сырых алмазов составят 18,8 млрд рублей.

Согласно уточненному бюджету 2016 года, республика должна получить 22,8 млрд рублей налогов на добычу полезных ископаемых. Однако по итогам девяти месяцев текущего года поступило лишь 43,5% или 9,9 млрд рублей. При этом фактическое поступление НДПИ в прошлом году составило 24,3 млрд рублей.

Доходная и расходная часть трехлетнего бюджета в 2017 году уменьшится на 20 млрд рублей по сравнению с бюджетом 2016 года - 156,7 млрд рублей и 160,9 млрд рублей соответственно. Дефицит равен 4,2 млрд рублей.

По данным регионального Минфина, в 2018 и 2019 годах ожидается поступление НДПИ в размере 21,9 млрд рублей и 23 млрд рублей соответственно, увеличение обусловлено ожидаемым ростом курса доллара.

Соцнаправленность бюджета Приморья

Доля социальных расходов бюджета Приморья, по данным департамента финансов администрации региона, в 2017 году увеличится по сравнению с 2016 годом с 63,62% до 72,4%. На реализацию государственных программ, направленных на развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальную поддержку, содействие занятости населения, а также на обеспечение жильем отдельных категорий граждан и компенсацию затрат в связи с установлением льготных тарифов, в социальную сферу в 2017 году из краевого бюджета планируется направить 56,1 млрд рублей от общей суммы расходов.

Основные предварительные параметры бюджета Приморья на 2017 год составляют 70,8 млрд рублей (в 2016 году - 81,9 млрд рублей) по доходам, 78,1 млрд рублей (в 2016 году - 89 млрд рублей) по расходам. При планировании пока не учитывались поступления из федерального бюджета.

В целях финансирования в 2017 году дефицита в 7,2 млрд рублей и погашения части бюджетного кредита (1,9 млрд руб.) планируется привлечение кредитов от кредитных организаций и бюджетных кредитов из федерального бюджета. Проект бюджета Приморья только поступил на рассмотрение в Законодательное собрание Приморского края и изучается депутатами профильных комитетов.