4 апреля 2019, 04:00
Статья

Элис родилась в маленьком промышленном городке и с детства мечтала о балете. Она оканчивает университет в Северной Осетии и планирует консультировать иностранцев при поступлении в российские вузы

Элис Мод Смит. Центр по связям с общественностью СОГУ им. К.Л. Хетагурова
Элис Мод Смит

Элис Мод Смит 47 лет. Она с детства мечтала побывать в СССР, но не успела — Союз распался, когда она еще училась в университете в ЮАР. Но в России филолог из Южной Африки за свою жизнь побывала неоднократно: работала, путешествовала, преподавала английский. А потом влюбилась в Кавказ и решила учиться во Владикавказе. Сейчас она оканчивает магистратуру по филологии в Северо-Осетинском государственном университете (СОГУ).

Элис росла в маленьком промышленном городке Фандербейлпарк в 70 км от Йоханнесбурга, лишенном архитектурных и любых других изысков, способных развить высокие чувства. Там школьница нашла убежище в балетном кружке. "Балериной я так и не стала, но эти занятия настолько изменили мой внутренний мир, приобщили к чему-то высокому, светлому, что скучный и мрачный городок перестал забирать мои силы. Я сбежала оттуда в искусство, литературу. Тогда же я впервые увидела балет "Лебединое озеро" и поняла, что Советский Союз — этот якобы страшный и грозный враг, которым нас тогда пугали, — на самом деле прекрасная страна, которая подарила миру чудесное произведение. И я захотела узнать об этой стране как можно больше", — рассказывает она.

Позже желание познакомиться с "грозным и могучим" Союзом укрепили произведения Толстого, Чехова. А точкой невозврата для юной африканки стало знакомство с биографией Вацлава Нижинского — русского танцовщика, которого критики называли восьмым чудом света. Тогда Элис решила, что обязательно должна побывать в России.

Голос Африки из Москвы

"Упорство я унаследовала от дедушки, уж если чего-то захочу, то обязательно добьюсь. Перед первой поездкой в Россию было много сложностей, начиная от запрета отца и заканчивая бюрократическими проволочками, связанными с тогда еще недружественными отношениями между ЮАР и Россией. Но я же знала, чего хочу, и этого было достаточно для достижения цели", — говорит Смит.

В начале 1990-х годов она заканчивала учебу в Кейптаунском университете и уже начала преподавать английский язык в школе. "Железный занавес" медленно, но верно поднимался — между Южной Африкой и Россией в том числе. В Москве открылось южноафриканское посольство (дипломатические отношения между РФ и ЮАР были установлены в 1992 году — прим. ТАСС), куда и обратилась Элис Смит. "Я до сих пор помню текст своего письма. Писала, как сильно я люблю русскую литературу, балет, как хочу выучить русский язык. Дайте мне разрешение".

Ответа на свое письмо она так и не дождалась, но через три месяца достигла цели с помощью голландского посольства. "Никто не верил в то, что я смогу получить разрешение на выезд из страны. В университете надо мной все смеялись. Только девушка из Голландии верила в меня и помогла выехать в Россию", — рассказывает она.

Через голландское посольство с Элис связался диктор из Южной Африки Лукас Феттер — он работал в России на "Радио Москвы" (иновещание Radio Moscow World Service, в 1993 году уступило место радио "Голос России" — прим. ТАСС). Он пригласил девушку на работу.

Известие о переезде Элис в Россию ее семья одобрила не сразу. Отец вначале отказался помогать материально, но когда узнал, что дочь на протяжении трех месяцев откладывала всю небольшую зарплату школьной учительницы на поездку, понял, что никогда себе не простит, если из-за него разрушится мечта.

Первый раз в Россию 22-летняя Элис Мод Смит прилетела в апреле 1993 года. "Первое, что произвело на меня впечатление, — это памятник Юрию Гагарину (титановый монумент на Ленинском проспекте в районе площади Гагарина — прим. ТАСС). Я спросила у сопровождавших меня из аэропорта спутников, кто это. "Это же первый человек, который полетел в космос", — ответили мне. Но ведь нам все это время твердили, что первым человеком в космосе был Армстронг... Мои прежние знания рушились и заполнялись новыми, настоящими", — говорит Смит.

Под пулями к дому Станиславского

На коротких волнах "Радио Москвы" Элис передавала новости из России. В октябре 1993 года диктор стала свидетелем октябрьского путча и во время очередной экскурсии оказалась включенной в трагические события недалеко от Белого дома.

Еще не совсем хорошо зная русский язык, Элис не поняла объявление о введении комендантского часа: "Это был будний день, я осознавала, что обстановка сложная, но ничего более. Все стало понятным, только когда мимо пролетела пуля. Я в это время гуляла по улицам с путеводителем, искала Дом-музей Константина Сергеевича Станиславского", — вспоминает Элис.

В 1994 году отдел на радио, где работала Элис Смит, сократили. Она была вынуждена уехать на родину, где продолжила работать учительницей английского в школе. Но от мечты связать жизнь с Россией и русской культурой не отказалась, стала думать о получении образования в России. Она неоднократно приезжала в Петербург, преподавала разговорный английский, параллельно сама изучала русский язык.

С Кавказом Элис впервые познакомилась в произведениях Лермонтова. Теперь ее манил край гор и бурных рек.

Семь манго в чемодане

"Я должна была понять, чем так поразил Кавказ Лермонтова. А еще хотела выучить русский язык настолько хорошо, чтобы ходить в театр без помощи переводчика. Я узнала, что в Северной Осетии есть старейший на Кавказе госуниверситет с сильным факультетом русской филологии. Выбор в пользу Владикавказа сделала уже тогда, но решила познакомиться и с другими регионами", — говорит Элис.

Накануне поездки Элис на Кавказ в 2016 году умер ее отец. Новую страсть дочери к далекому региону он уже принимал спокойно — знал ее целеустремленный характер, да и сам к тому времени уже не раз побывал в России и, как говорит Элис, влюбился в страну "с крепким "Беломором", красивыми поездами и зданиями".

Элис отправилась в путешествие по семи регионам Северного Кавказа в компании подруги. В чемоданах они везли в подарок манго для африканских студентов, которые обучаются в республиках региона. Экзотические фрукты не раз вызывали вопросы при досмотре в аэропортах, но стали теплым напоминанием о родине для молодых людей из Африки.

"На Кавказе другой воздух, другие люди, здесь время течет медленно. В Осетии окружающие искренне интересуются твоими делами, предлагают бескорыстно помощь, я сразу здесь почувствовала настоящее кавказское гостеприимство, мужскую защиту. Здесь крепкие семьи и ценятся отношения между людьми", — говорит Элис Смит.

На факультет русской филологии в Северо-Осетинский госуниверситет она поступила в 2017 году на основании международного договора между ЮАР и РФ. Студентам из Африки платят стипендию и предоставляют общежитие, как и россиянам.

Всего в СОГУ учится около 200 иностранных студентов из 18 стран — Южной Осетии, Абхазии, стран СНГ, Китая, Ирана, Марокко, Камеруна, ЮАР. И их с каждым годом становится больше.

Мечтать и ставить цели

В этом году Элис защитит диплом и получит возможность преподавать русский язык на родине. У нее уже есть две идеи, как это использовать. По возвращении в ЮАР она собирается открыть отделение или факультет русского языка в одном из университетов страны.

Вторая идея потребует еще нескольких лет учебы в аспирантуре, но и к этому она внутренне готова. Элис планирует разработать с Министерством образования ЮАР программу по обучению студентов русскому языку по скайпу и дальнейшему консультированию их при поступлении в российские вузы. Такой опыт работы с африканскими студентами, обучающимися в России, она уже имеет.

"Южная Африка отвернулась от Европы, Америки и смотрит в сторону России. Эти взаимоотношения уже сейчас начинают налаживаться, укрепляться, и русский язык будет и должен быть востребован. Русская культура как образцовая должна быть известна всему миру", — считает Смит.

Она показывает небольшой деревянный чемоданчик с изображениями кумира детства Нижинского в сценических образах из разных постановок. Его она брала с собой еще в первый свой приезд в Россию и в каждую следующую поездку.

"Чемоданчик приносит мне удачу. Я и подумать не могла, когда создавала его в мрачном родном городе Фандербейлпарк, вдохновленная талантом Вацлава, что через несколько лет смогу побывать там, где он учился, творил. Прикоснусь к родине людей, которые внесли огромный вклад в светлое развитие земного шара. Главное — не переставать мечтать, ставить цели и верить, что все получится. У меня же получилось", — заключает Элис.

Елена Цагараева