Чтобы установить оптимальную цену товара, надо учесть массу факторов: спрос, остатки на складе, срок годности и много чего еще. Ради этого в компаниях трудятся целые отделы. А тут один маленький кусочек пластика.
Рассказываем, как студент НГТУ создал ценники, способные проводить глубинную аналитику и делать покупателю персональное ценовое предложение.
Помог баскетбол
Ценник в магазине — теперь это не только бумажный прямоугольник с обозначением стоимости товара и другими его данными. Теперь ценник — современный гаджет, который не хуже опытного маркетолога способен определять настроение потребителей.
Георгий Зорин заканчивает только четвертый курс факультета мехатроники и автоматизации НГТУ НЭТИ, однако он уже генеральный директор и опытный предприниматель: Зорин создал и возглавил компанию Vectortec.
Фирму создали для того, чтобы было проще взаимодействовать с инвесторами и потенциальными клиентами. Сейчас в штате компании семь молодых инженеров. Кроме того, периодически специалистов привлекают на аутсорсинг.
Зорин говорит, что ценники — далеко не первая его разработка, однако именно ее он считает самой перспективной.
"Почему электронные ценники? Я играю в баскетбол и в команде познакомился с моим нынешним партнером Романом, — рассказывает Зорин. Роман тогда был директором по закупкам в одной из ретейлерских продуктовых сетей.
Постепенно идея, которую несколько раз обсуждали в дружеской компании, превратилась в стартап. Деньги на развитие привлекли свои собственные. И дело пошло.
Изначально разработчики планировали внедрить "умные" ценники в магазинах той сети, где работал Роман, однако в итоге пришлось искать другого потенциального заказчика.
И психолог, и маркетолог
Зорин объясняет, что преимущество "умных" ценников — в их способности обрабатывать большой массив данных.
"Почти в каждом магазине есть данные продаж за предыдущий год. Эта информация имеет периодичность, кроме того, можно выделить, сколько купили товаров в каждой категории, отследить спрос в зависимости от времени суток, дня недели, праздников. Если такой информации нет, то эта статистика формируется", — объясняет Зорин.
Разработанная Зориным система хранит информацию о продажах, учитывает сроки поставок, следит за сроками годности продукции и способна учитывать "психологические цены". После обработки большого массива данных выдается цена с наилучшим показателем прибыли для магазина.
Одна из других важных функций "умных" ценников, которая пока находится в разработке, — определение трафика посетителей с учетом их возраста и пола. Система считает расстояние до Wi-Fi-модуля смартфона покупателя, после чего данные обрабатываются и передаются в программу аналитики. Для возможности идентификации устройства и определения его местоположения достаточно включить систему в программу лояльности.
Выжать максимум из остатков
Сегодня, говорит Зорин, команда разработчиков уделяет особое внимание ценообразованию товаров с истекающим сроком годности.
"Допустим, есть молоко, у которого через три дня заканчивается срок годности. Чтобы его продать, в магазине наобум ставят какую-то скидку. Если это мелкий магазин, то руководствуются принципом "лишь бы продать". Соответственно, не получается высокого КПД — хорошей прибыли от реализации. Мы предлагаем постепенно снижать цену: — на 10, 15, 20 процентов", — комментирует собеседник.
Еще одним наглядным примером, по словам разработчика, хорошо изучившего рынок продуктов питания, могут быть конфеты. "На Новый год закупают большие партии и не успевают их реализовать даже к лету. И начинается целая феерия — как бы сбыть этот товар. Поэтому нередко 10 марта мы видим скидки 50% на популярные конфеты в красивых коробках", — поясняет он.
Георгий считает, что лучший способ предугадать покупательский спрос и поведение покупателя — сделать прогноз продаж на основе математических алгоритмов.
Диагональ имеет значение
Сам ценник внешне очень напоминает бумагу.
"Зачем вы поместили бумагу в корпус — такой вопрос нам задавали знакомые", — комментирует Зорин.
На самом деле ценник — не из бумаги, а из пластика с использованием электронных чернил. "Она точно такая же матовая, и угол обзора у нее 180 градусов, то есть практически не отличается от бумаги", — рассказывает Зорин.
"Сейчас мы готовим ценники с большей диагональю, поскольку получили обратную связь о том, что этого хотят посетители супермаркета. С увеличением дисплея немного изменится и дизайн. Обновленную версию представим через две недели", — говорит Зорин.
Пилот в супермаркете
Пока "умные" ценники функционируют только в одном новосибирском сетевом магазине и только на нескольких полках со средствами гигиены. Но в планах Зорина — разместить их и на других прилавках.
"Устройство мы располагаем на всю длину полки. У нас есть управляющий модуль — аккумуляторы и плата с электроникой, компонентами, беспроводным модулем, — рассказывает Георгий, — У ценников нет собственных источников питания, как нет и собственной беспроводной связи, они только принимают закодированную информацию и преобразуют ее в изображение. Таких "умных" ценников мы можем разместить на средней по длине полке до 20 штук", — заключает собеседник.
Он добавляет, что система, разработанная в Новосибирске, значительно проще, чем у конкурентов, поскольку все, что необходимо для ее установки, делает персонал торговой точки самостоятельно. К тому же она на 30% дешевле других подобных разработок.
"У конкурентов все ценники независимые, по сути, это отдельные устройства. В потолок магазина ставится точка доступа, которая покрывает определенный радиус. В зависимости от площади магазина таких точек нужно до двух десятков. Требуется дополнительная инфраструктура, этим занимаются компании-интеграторы, у нас же все делает сам персонал", — замечает Зорин.
Практическая работа
Дмитрий Акопов, директор магазина, где тестируется разработка, уже работал с электронными ценниками — только французскими. В первую очередь Акопову нравится то, что система новосибирских инженеров — блочная, и за счет этого будет "скорее всего дешевле" зарубежных аналогов.
"При большом хорошем производстве они должны дать экономию до 50%, и тогда начнется уже что-то интересное. Пока же мы отрабатываем не выгоду, а возможности этого модуля, смотрим, как он крепится, как эксплуатируется в магазине", — говорит собеседник.
По оценкам Акопова, установка зарубежных "умных" ценников в одном магазине в среднем обойдется в 3−4 млн рублей, а такая сумма для небольших супермаркетов является "неподъемной".
"По сути, это стоимость самого магазина. А если ценники стоят около 1 млн рублей, то над их установкой уже можно подумать. Тогда вступает в силу маркетинговая составляющая этих ценников — главное, чем они удобны. Мы можем менять цены не один раз в день или в неделю, а изменять стоимость товара, возможно, по часам. Например, объявить "счастливый час" с 17.00 до 18.00. И в этот момент понизить цену во всем магазине", — делится Дмитрий.
В перспективе систему можно совместить с системой идентификации человека. Тогда будет возможно делать индивидуальные ценовые предложения и этим тоже привлекать людей.
"Я надеюсь, что в течение двух-трех недель ребята-разработчики не только выдадут вторую, более крупную версию "умных" ценников, но и представят доработанную версию программного управления, которая будет более дружественной для пользователя. В самих ценниках поменяется и крепеж, и блоки управления. И вот в тот момент мы начнем внедрять систему гибких цен", — поделился планами Акопов.
Сейчас команда разработчиков дорабатывает систему, устраняет "шероховатости" и ведет переговоры с несколькими крупными ретейлерами. А совсем уж в дальней перспективе — экспорт разработки в страны Европы и США.
Вера Фатеева